Posted 28 марта 2019, 16:13

Published 28 марта 2019, 16:13

Modified 17 сентября 2022, 15:55

Updated 17 сентября 2022, 15:55

Закрытие заводов Ford: претенденты на площадку и ущерб экономике РТ

28 марта 2019, 16:13
Ford реструктуризирует производство - заводы компании могут быть проданы. Опрошенные Inkazan эксперты считают, что основные претенденты на площадки в Татарстане — производители из Китая и Кореи, хотя продажа займет много времени. Не исключено, что предприятия законсервируют. В любом случае РТ особо не пострадает.

Ford решил уйти с российского рынка «легковушек» уже к концу июня, но пообещал остаться в сегменте легкого коммерческого транспорта со своими Ford Transit. Из трех закрываемых площадок две находятся в Татарстане — это Набережные Челны и особая экономическая зона «Алабуга».

Причины «сложного, но необходимого» решения

Ford Sollers объяснил «сложное, но необходимое для обеспечения конкурентоспособности» решение убыточностью этого сегмента рынка. Эксперты не видят в этом ничего удивительного. По мнению аналитика «Финам» Алексея Корнева, автопроизводитель не выдерживает конкуренции с российскими, китайскими и корейскими компаниями.

По сравнению с ними у Ford достаточно низкая локация. При этом его продукция оказалась неоправданно дорогой на фоне конкурентов при соизмеримых качествах: это и Ford Focus, и последняя Fiesta. По словам Корнева, вышеуказанное — основная причина ухода, но есть и другие.

«Американские производители сейчас стараются возвращать производства в США, чтобы занять своих граждан. Так, например, General Motors в ближайшее время откроет там 6-7 заводов»,— сказал эксперт.

На татарстанских площадках Ford работали около 950 человек. Компания пообещала, что сокращать штат будут с выплатой дополнительных компенсаций. По информации «Известий», производителю придется погасить долги перед «Внешэкономбанком». В 2011 году ВЭБ выделил на развитие российско-американского производства 36 млрд рублей, а в 2015-м — еще 13,5 млрд рублей. Официальной информации о погашении доли долга нет.

«Китайцы» и «корейцы» или консервация?

На эти цели можно было бы направить средства, вырученные с продажи производственных площадок. Координатор по связям с общественностью Ford Sollers в Татарстане Индира Салимгараева подтвердила Inkazan, что компания работает с несколькими сторонами, которые выразили интерес к производственным площадкам. Но на сегодняшний день никаких договорённостей еще не достигнуто.

У «Известий» появилась информация, что предприятие во Всеволожске осматривала делегация из Азии, возможно, представители Hyundai. В статье также упоминается китайский GAC Motor, которого исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин назвал претендентом на площадку.

Опрошенные Inkazan эксперты тоже в качестве заинтересованных в покупке лиц видят китайские и корейские компании. Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев заявил, что прийти может кто угодно, но растущий сегмент — это «корейцы» и «китайцы».

«Китайские производители, о многих мы даже не слышали, у них очень много заводов…Если это будут корейцы, Hyundai, то они будут выбирать что-то под конкретные задачи. Потому что у них все есть, все отлажено. Может, производство двигателей заинтересует их в Елабуге для расширения локализации и получения спецконтракта, например», — сказал аналитик.

При этом он допустил, что будет другой исход событий — консервация заводов до лучших времен, как это сделал General Motors в Шушарах. Калачев подчеркнул, что все это умозрительные рассуждения, пока никто официально не заявил, но «и не факт, что заявит».

Автоэксперт, владелец консалтинговой компании GGForce Роман Гуляев тоже не исключил возможность консервации заводов. Если же на место Ford кто-то заявится, это могут быть китайские, корейские компании, или совместные производства.

«Это могут быть теоретически какие-то китайские производители, если они за 5 лет смогут что-то сделать на рынке. Второй вариант — у Renault достаточно большое количество производственных площадок с учетом альянса с «АвтоВАЗом». Вполне возможно, что это будет будет Hyundai Kia, если потребуется расширение производства», — рассказал Гуляев.

Кто все-таки придет на площадки Ford, возможно, будет известно нескоро. Эксперты заявили, что процесс выкупа может быть очень долгим. Так, Гуляев напомнил, что General Motors продавал свой завод еще около 4 лет после ухода. По словам Корнева, много времени займет оценка возможностей предприятий.

«В любом случае потребуется переналадка оборудования на производство других автомобилей, либо двигателей, какая сборка, какая локализация. Это все очень непросто и происходит долго. Я думаю, что покупателей на эти заводы будут искать долго», — пояснил он.

Ничего ужасного

Закрытие заводов в большей мере повлияет на экономику Татарстана по двум моментам, считает Корнев. Первое — потеря специалистами рабочих мест. Но, по словам эксперта, там сформировался очень сильный профсоюз. Напомним, Ford объявил, что выделит $200 млн на выплаты поставщикам и сокращаемым сотрудникам, а «Камаз» предложил им работать у него.

Аналитик «Финам» предположил, что бывшие сотрудники могут на время остаться без работы, а после выкупа новым владельцем вернуться. Но есть и другой аспект: предприятия работают с десятками контрагентов, и закрытие повлечет ухудшение экономических показателей у последних.

«Те заводы, которые мы видим, это автосборочные производства: кто-то делает кресла, кто-то — фары, кто-то — стекла, кто-то привозит металл для штамповки. На сборочном производят только саму машину. Как только подобный завод закрывается, сыпется вся цепочка контрагентов», — сказал эксперт.

Корнев добавил, что хоть это и нехорошая новость для Татарстана, но ничего ужасного нет, тем более что в «Алабуге» останется выпуск Ford Transit — одного из самых популярных автомобилей, которые продаются в России. Калачев согласился с тем, что основной ущерб — это увольнение специалистов. Для экономики Татарстана в целом он будет не столь велик.

«Удар, наверно, будет не очень большой. Потому что объем производства был намного ниже производственной мощности в последние годы. Пострадают работники. Собственно говоря, это весь ущерб. Потому что имущество остается, налог на имущество будут платить независимо от, того будет работать завод или нет. Налог на прибыль... Там и так убытки, и так не осилят. Поэтому бюджет республики ничего не потеряет особенно, кроме безработицы», — высказался эксперт.

Ford все-таки останется на рынке России в виде Ford Transit. По его производству в Елабуге сейчас ведутся переговоры с правительством. Предполагается заключить специальный инвестиционный контракт (СПИК).

«Подписание СПИКа является одним из блоков стратегического пересмотра. Сейчас мы не готовы обсуждать детали, но мы продолжаем переговоры с государственными структурами, чтобы разработать план эффективных инвестиций на следующие 10 лет», — заявили Inkazan в Ford Sollers.

Также реструктуризация предполагает, что 51% в уставном капитале совместного производства Ford Sollers будет у ПАО «СОЛЛЕРС». Второй акционер — Ford Motor Company — останется его партнером.

Подпишитесь