Posted 28 ноября 2017,, 06:49

Published 28 ноября 2017,, 06:49

Modified 17 сентября 2022,, 14:46

Updated 17 сентября 2022,, 14:46

В России будут штрафовать банки за незаконный отказ в обслуживании клиентов

28 ноября 2017, 06:49
Центральный Банк России будет штрафовать кредитные организации, незаконно отказавшие физическим или юридическим лицам в обслуживании на 3 миллиона рублей. Отказ в обслуживании означает внесение клиента в черный список, что создает сложности в проведении банковских операций в дальнейшем. Об этом сообщают "Известия".

Формируемые кредитными организациями черные списки, состоящие из лиц и компаний, которые были расценены как неблагонадежные, распространяются в среде займодателей. Попавшие в него лишаются возможности обслуживания в банках. Введение данного инструмента вызвало поток жалоб регулятору - многие из получивших отказ считали действия банков необоснованными.

Центральный Банк России призвал кредитные организации прекратить "автоматическую" выдачу отказных. Он также рекомендовал им принимать клиентов на обслуживание, если вынесенное ранее решение было неверным или потенциальный клиент устранил нарушения, ставшие причиной отказа в обслуживании.

В случае, если банки не будут исполнять указания регулятора, Центральный Банк будет проводить анализ принятых кредитными организациями решений по запросу и жалобам клиентов. Если они будут признаны ошибочными, банку порекомендуют взять "отказников" на обслуживание. Неисполнение требований повлечет штраф в размере до 1% от уставного капитала - не более 3 миллионов рублей. Многократные штрафы могут стоить кредитной организации лицензии.

Как сообщает источник "Известий", близкий к регулятору, около 50% банков выносят необоснованные решения об отказе в обслуживании. Организация "Деловая Россия" заявила, что за этот год в России, помимо отказа в осуществлении операций, было заблокировано около 500 тысяч счетов юридических лиц. Однако сами представители банковской отрасли уверены в аргументированности своих решений.

Использование предложенной Центральным Банком практики заставит кредитные организации более пристально отслеживать операции своих клиентов и не принимать поспешных решений. В то же время те банки, которые таким образом пытаются "перестраховаться", должны будут пересмотреть принципы взаимодействия с клиентами.

"