Posted 30 марта 2017, 13:48
Published 30 марта 2017, 13:48
Modified 11 сентября 2022, 08:46
Updated 11 сентября 2022, 08:46
По словам Зарипова, КВЗ принял на 2017 год безубыточный бюджет.
«Предполагается отгрузка «Ансатов» для санитарной авиации, у которой при поддержке минпромторга России идет определенное развитие и Российской транспортной лизинговой компании. Есть ясность на 2017 год по гособоронзаказам. Я думаю, что 2017 год станет для нас годом постепенного налаживания», - заявил Зарипов.
Вчера вечером Казанский вертолетный завод опубликовал годовую бухгалтерскую отчетность за прошлый год. Оказалось, что предприятие почти в 100 раз сократило чистую прибыль. Если быть точными в 95,4 раза: с 12,4 миллиардов в позапрошлом году до 129,9 миллионов рублей в прошлом. Выручка тоже упала – почти в 2 раза: с 49,1 до 25,3 миллиарда рублей. Себестоимость продаж снизилась с 20 до 17,7 млрд, в том числе в производстве и продаже вертолетов с 17,3 до 14,6 млрд.
Обязательства КВЗ по долгосрочным займам возросли с 12 (в конце 2015 года) до 14 млрд рублей, по краткосрочным займам — снизились с 17 до 8,1 млрд рублей. Дебиторская задолженность сократилась с 35,4 до 23,9 млрд рублей.
На 31 декабря 2016 года завод получил авансов от заказчиков и покупателей на 10,5 млрд рублей (6,5 млрд в 2015-м), выдал авансов поставщикам и подрядчикам на 14,5 млрд (24,7 млрд).
В отчете сообщается, что падение прибыли произошло из-за снижения реализации продукции. В прошлом году завод продал 54 вертолета. Из них – 41 на внутреннем рынке на сумму в 9,3 миллиарда рублей. Еще 13 машин поставили за рубеж - на 10,1 миллиарда.
Как следует из отчета, завод очень сильно ослабил свое присутствие на зарубежных рынках. В 2015 году за границу поставили 37 вертолетов на 32,7 миллиарда рублей. В прошлом году существенно сократилась выручка на рынках Азии, Европы и Африки. В 2015 году на Азию приходилось 33,5 млрд рублей, в прошлом году – всего 5,8 миллиарда. Европа – прошлогодние 5,7 млрд против 14,6 млрд в позапрошлом году. Выручка на рынке Африки снизилась с 4,8 млрд до 24,1 млн рублей. Выросли показатели по Северной Америке – с 21,9 миллиона до 2,5 миллиарда. Добавилась Южная Америка. В 2015 году этот рынок в структуре выручки не фигурирует – 49,6 млн рублей.
Помимо производства и продажи вертолетов, которые принесли заводу 19,5 млрд рублей, КВЗ получил 4,97 млрд от выпуска и реализации запчастей. Годом ранее это деятельность принесла КВЗ 6,98 миллиардов. А вот прибыль от оказания ремонтных услуг в 2016 году выросла более чем в 3 раза: с 50,8 до 185,5 миллиона рублей.
Среднесписочная численность сотрудников завода в 2016 году составила 6215 человек, годом ранее – 6698. Фонд оплаты труда сократился на 10,4%, зарплата уменьшилась на 3,4%.
На момент составления отчета, сказано в тексте документа, завод еще не принял решение о выплате дивидентов. В 2015 году держатели обыкновенных акций получили 5,7 млрд рублей (33,62 рубля на штуку), привилегированных – 19,98 млрд (33,62 руб. на штуку)
Сообщается, что планы развития предприятия связывает с реализацией 3 инновационных проектов. Первый – это участие в программе создания нового вертолета Ми-38. КВЗ строит опытные машины и софинансирует НИОКР по разработке двигателя для них. На 2017 год запланированы испытания транспортно-десантной машины, первый фюзеляж которой был собран 2 года назад.
Кроме того, на заводе планируют запустить отверточную сборку вертолетов AgustaWestland AW189 для ПАО "Роснефть". Она будет организована до 2025 года из расчета по 10 вертолетов в год. В 2019 году запланированы проектные работы. В 2020-2021 годах будет приобретено оборудование и изготовлена оснастка. Опытно-промышленная эксплуатация начнется в 2021 году. В 2022-м площадка выйдет на проектную мощность. В отчете отмечено, что собирать вертолеты будут на площадях окончательной сборки. Резервные площади зарезервированы.
Вертолеты AgustaWestland производит совместное британско-итальянское предприятие. AW189 является гражданским многоцелевым вертолетом средней грузоподъемности. На борту могут одновременно находится до 21 человека. Дальность полета варьируется от 370 до 907 километров. Был разработан в 2011 году.
Отверточная сборка - это технология импорта транспорта, когда машину разбирают на несколько крупных узлов и вывозят в другую страну, а затем собирают. Это помогает обойти высокие импортные пошлины и акцизные сборы.
Второй проект – модернизация уже существующих моделей, в частности Ми-6МТВ-5 и «Ансат». Характеристики последнего, сказано в отчете, планируется довести до мирового уровня, а объем выпуска до 30 машин в год. Завершить этот процесс планируется в 2019 году.
Третий проект – это перезапуск производства вертолета Ми-14. Проект в 2015 году анонсировал в Казани замминистра обороны РФ Юрий Борисов . Вертолет-амфибию сняли с производства 20 лет назад. По словам Борисов, вертолет необходим для освоения побережий Арктики.
«Я бы не стал драматизировать ситуацию, называя падение прибыли чудовищным. Во всяком случае, предприятие закончило год в плюсе, а не в убытке, как некоторые другие машиностроительные предприятия. По итогам третьего квартала, кстати, убыток уже составлял 883 млн рублей, если посмотреть соответствующий отчет по РСБУ. И то, что по итогам 4 квартала удалось выйти хоть немного, но в прибыль, уже неплохо», - сказал эксперт-аналитик АО "Финам" Алексея Калачева.
Выручка предприятия по РСБУ в 2016 году снизилась на 48,56%. В этом падении отразилось, как сокращение поставок по контрактам (с 77 до 54 вертолетов), так и укрепление курса рубля. Это должно было отрицательно сказаться на переоценке валютной выручки от зарубежных контрактов, рассуждает эксперт. В 2014 и 2015 годах девальвация национальной валюты, напротив, улучшала показатели. По словам Калачева, нужно дождаться консолидированной отчетности по МСФО, чтобы делать окончательные выводы.
Аналитик отметил, что, в то же время, себестоимость снизилась только на 11,74%. Несмотря на деятельность по оптимизации численности работников, издержки не могли снизиться соответственно выручке. И не только потому, что рубль укрепился, но и потому, что количество поставленных машин и количество находящихся в производстве может не совпадать.
Возможно, результаты этого года окажутся лучше говорит Калачев. В апреле в Белоруссию должны отправить 6 машин типа Ми-8МТВ-5. В завершающей стадии находятся переговоры «по поставкам экспортной версии этого вертолета в Таиланд. В ближайшее время ожидается подписание контракта на поставку в Индию 48 вертолетов Ми-17В5. «Если эти сделки не сорвутся, то производство уже будет обеспечено заказами на год», - сказал Калачев.
Судя по новостям, говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова, создается впечатление, что у холдинга «Вертолетов России», в состав которого входит «Казанский вертолетный завод», нет особенных проблем с заказами на продукцию. Но их объемы не растут.
«КВЗ делает конкурентоспособную продукцию, но рынок не готов закупать вертолеты в прежних объемах, тем более что цена и себестоимость не сократились. Для того чтобы выправить ситуацию, нужно работать над заключением долгосрочных контрактов, так, чтобы предприятие было загружено равномерно, пусть и не полностью», - сказала Бодрова.