Posted 31 июля 2018,, 04:50

Published 31 июля 2018,, 04:50

Modified 17 сентября 2022,, 15:18

Updated 17 сентября 2022,, 15:18

Блокировка банковской карты: неудобство или защита?

31 июля 2018, 04:50
Россияне все чаще предпочитают оплачивать покупки картой. Согласно статистике Банка России, в 2017 году доля покупок по картам составила 30,5%. Время от времени пользователи сталкиваются с их блокировкой. Несмотря на ощутимые неудобства, это лишь надежный способ защиты средств, заверяют эксперты Центробанка.

Блокировка: зачем и почему?

Это, несомненно, удобно - не носить с собой наличные и приобретать понравившуюся вещь за несколько секунд. Кроме того, зачастую у держателей карт не возникает сомнений в безопасности своих средств – как можно украсть то, что невозможно подержать в руках? Однако мошенники стараются успеть за развитием технологий. Так появились кибермошенники.

В прошлом году Банк России зафиксировал больше 300 тысяч попыток украсть деньги с банковских карт. Часть из них оказалась успешной. Мошенники стали богаче примерно на 1 млрд рублей за счет россиян.

Раньше о безопасности средств клиентов каждый банк заботился самостоятельно, блокируя карты при подозрительных операциях. Затем кредитная организация связывалась с держателем карты, чтобы подтвердить операцию. Впоследствии Госдума РФ приняла закон, который сделал блокировку карт при подозрительной транзакции обязательной. Он вступит в силу осенью.

Как сообщил Udm.info и.о. директора департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев, такое решение было принято, потому что данный способ показал свою эффективность. Центробанку еще предстоит разработать перечень признаков подозрительных операций. Банки смогут его доработать, исходя из платежного поведения клиентов.

Помимо этого, кредитные организации будут сообщать Центробанку данные о попытках кражи денег. В частности – о том, какую сумму пытались похитить, сколько средств удалось сохранить. А также то, какую сумму в итоге вернули клиенту.

Подозрительные операции – что это?

Заблокировать карту клиента могут, если за небольшой промежуток времени транзакции будут осуществляться на отдаленных друг от друга местах. В этом случае сотрудник банка может предположить, что одна из операций осуществляется мошенником, который сделал дубликат карты и пытается вывести с нее средства.

Насторожить кредитную организацию может одновременное снятие большой суммы денег наличными. В некоторых банках установлен специальный лимит на обналичивание средств. С одной стороны, такую операцию может выполнять держатель карты, с другой – клиент может вовремя не сообщить об ее утрате, в результате деньгами завладеют злоумышленники.

Казанец Алексей Ф. сообщил, что дважды попадал в такую ситуацию. В первый раз он пытался снять крупную сумму через банкомат, чтобы отдать долг знакомому. Карту заблокировали. «Перед человеком было очень неудобно, он рядом со мной стоял, занервничал. Я был в бешенстве! Но позвонили из банка, мы все выяснили, и карту быстро разблокировали», - сказал он.

По словам Алексея, после этой ситуации «осадок остался». Однако в дальнейшем действия сотрудников помогли сберечь деньги. «Я пытался снять небольшую сумму, но карту заблокировали. Запаниковал, конечно. Позвонили из банка, сказали, что мошенники в другом регионе пытались обналичить почти все деньги. Повезло, что так быстро сработали в банке», - поделился он.

Кроме того, банки могут посчитать подозрительными большое число одновременных переводов на другие карты. К этой же категории относятся операции по переводам между счетами юридических и физических лиц в разные регионы.

Стоит помнить, что после блокировки карты, сотрудники банка должны связаться с ее держателем, чтобы уведомить его о случившемся и подтвердить последние проведенные операции. Если клиент сообщает, что транзакцию совершал самостоятельно, то доступ к денежным средствам восстанавливается в короткий срок.

Подобные аспекты прописаны в договоре, заключаемом с кредитной организацией при получении карты. Если сотрудники банка не связались с клиентом после блокировки, то последнему придется прийти в офис, чтобы решить вопрос с возвращением доступа к средствам или выпуску новой карты.

«Банк имеет право приостановить транзакцию на срок не более двух рабочих дней, если за это время ему не удается связаться с клиентом для подтверждения транзакции, что через два дня банк ее обязан разблокировать», - сказал Сычев.

Как избежать блокировки?

Сычев советует клиентам предупреждать кредитную организацию о предстоящих поездках за рубеж – тогда покупки за границей не вызовут подозрений. В то же время стоит взять в поездку карту другого банка и наличные, если существует такая возможность.

Кроме того, обезопасить собственные средства можно, если соблюдать простые правила. Например, снимать деньги только в банкоматах надежных кредитных организаций. Не лишним будет подключение услуги СМС-информирования о транзакциях.

Нельзя передавать карту третьим лицам. Данные, указанные на ней - номер, срок действия и CVV/CVC код – позволяют оплачивать покупки через интернет. Их может скопировать любой человек, в чьи руки попала карта, а затем пользоваться полученными данными. Поэтому платежи лучше совершать лично.

«Я и не задумывалась, что с карты можно украсть деньги. На ней был чип, для оплаты необходимо вводить пин-код, поэтому без зазрения отдавала ее официантам, сотрудникам ресепшен, да вообще кому угодно. СМС мне тоже не приходили – зачем? О том, что с карты пропали деньги узнала поздно, пришлось блокировать. Но теперь забочусь о безопасности денег!» - сказала Ольга А. из Казани.

"