Posted 11 июля 2019,, 12:59

Published 11 июля 2019,, 12:59

Modified 12 сентября 2022,, 06:38

Updated 12 сентября 2022,, 06:38

Домашние боксеры Татарстана: почему люди идут на бытовые преступления

11 июля 2019, 12:59
В Татарстане в 2019 году было зафиксировано свыше 3 тысяч бытовых преступлений и 45 тысяч обращений о домашних побоях. Inkazan рассказывает, как это происходит и почему люди неисправимы.

К чему приводит бездействие

Замначальника полиции МВД РТ Марат Айдаров рассказал журналистам, что люди зачастую не хотят обращаться в правоохранительные органы с заявлениями о побоях со стороны близкого им человека.

«Не хотят по большей части не потому, что полиция не будет реагировать, а как раз-таки боясь того, что полиция отреагирует так, как надо, и каким бы муж не был (плохой, пьющий) — а люди рассуждают так — что лучше детям жить с таким отцом, чем вообще без никакого отца», — рассказал он. Айдаров добавил, что по большей части такие проблемы заканчиваются трагедией.

Например, если в семье изо дня в день происходят скандалы, нетрезвый муж избивает супругу, которая не обращается в полицию, то зачастую глава семьи убивает супругу. При этом дети остаются одни — отец, как правило, надолго садится в тюрьму.

«Дети идут к бабушке, которая уже по старости не способна за ними следить и воспитывать, либо попадают в детский дом. Конечно, государство старается для них сделать все, что можно, но заменить родителей все равно нельзя», — сказал Айдаров.

Гражданам приходится делать выбор: либо как-то реагировать, либо ждать трагических событий. При этом, обращаясь к участковому, и когда тот уже пришел домой к дебоширу, супруга писать заявление отказывается, говорит замначальника полиции.

«Когда хулиган видит участкового, то он как-то успокаивается, и уже заявление ему не пишут. У негодяев складывается четкое понимание того, что бояться не стоит и можно еще раз побить и еще раз», — сказал он.

Наказание

В 2017 году побои в семье вывели за рамки Уголовного Кодекса страны. Уполномоченный по правам человека при президенте РФ Татьяна Москалькова тогда заявила, что это решение — ошибка. Омбудсмен выступила за принятие другого закона, который бы позволял противодействовать домашнему насилию.

Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ для таких случаев появилась специальная статья. Если в первый раз дебошира привлекают к административному наказанию, то по повторному факту будет возбуждено уголовное дело. В этом году из 3,4 тысячи таких случаев под статью УК РФ пошел 61 «домашний боксер».

«На сегодняшний день задача возбудить уголовное дело и привлечь к уголовной ответственности не стоит. У нас плановой системы нет. Более того, все такие преступления подвергаются жесткому разбору», — сообщил Айдаров.

Уголовная статья, по которой привлекают таких граждан, возбуждается только по заявлению. Сами полицейские могут возбудить уголовное дело только в редких случаях и с разрешения прокуратуры. «Бывает так, что сын избивает мать. Естественно, какая мать будет писать заявление на своего сына и привлекать его к уголовной ответственности?», — сказал он.

Порой привлечение к уголовной ответственности уже никак не пугает семейных дебоширов. Однако такие случаи единичны.

«На сегодняшний день на учете состоят свыше 11 тысяч человек. Те лица, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, попадают под административный надзор. Им либо учреждение ФСИН устанавливает надзор, либо суд. В Татарстане почти в 100% случаев рецидивисты снова отправляются в места не столь отдаленные», — сказал он.

Особенно это касается педофилов, которые, отбыв наказание, приезжают в семью и вновь совершают рецидив. «Бывает, что приезжают и месяц спокойно ведут себя, два, три, пять, а на шестой месяц начинает к детям приставать. Не бывало таких случаев, что потом больше бы к детям не приставали», — заявил замначальника полиции МВД.

По тяжким статьям преступники в обязательном порядке проходят медицинское обследование. Как правило, «домашние боксеры» вменяемы. Им легко бить женщин и детей, а когда они встречаются с людьми, которые могут дать им отпор, то становятся очень спокойными.

«Тех людей, которые истязают свою жену и детей, а бывают случаи, когда жены истязают мужей, — это вообще нонсенс, их признают вменяемыми и отправляют в места не столь отдаленные», — сказал Айдаров.

Дети

Среди особо тяжких — преступления, совершенные в отношении детей. Айдаров рассказал, что в Казани в каждом отделе полиции осталось по два-три инспектора по делам несовершеннолетних (ПДН). Они не в состоянии обойти все семьи, если нет сообщений от школ, соседей, самих детей. Самостоятельно выявлять такие преступления полицейским стало крайне проблематично.

«Очень много зависит от позиции самих граждан. Бывает так, что сами люди не могут сообщить, но соседи-то все слышат. Их позиция в этом плане очень важна. Не обязательно куда-то приходить, а можно только позвонить и передать информацию участковому. Он чаще станет навещать эту семью и может предотвратить трагедию», — добавил Айдаров.

Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина в беседе с корреспондентом Inkazan рассказала, что, когда речь идет о вызове полиции, проблемы в семье уже очень серьезные.

«Мы сегодня должны работать на ранее выявление семейного неблагополучия, пока не наступила необходимость позвонить в полицию. Здесь должны работать органы социальной службы, органы здравоохранения, врачи, поликлиники, школы, детсады. То есть те, кто очень близко работает с семьями», — сказала она.

Если они выявляют какой-либо момент неблагополучия в семье, то еще можно предотвратить дальнейшее развитие трагических событий. Сейчас, по словам Удачиной, педиатры, учителя и другие могут оформить «сигнальную карту», после чего в оперативном режиме проводится проверка.

«На место прибывает социальная служба. И главное безо всякого давления выяснить, что происходит в семье. Цель — предложить какую-либо помощь. Если там статус серьезный и представители служб видят угрозу здоровью ребенка, то тогда принимаются более серьезные меры», — заявила детский омбудсмен.

Систематические домашние побои — это диагноз?

Российский психиатр Владимир Менделевич в беседе с корреспондентом Inkazan заявил, что те люди, которые систематически избивают жену или мужа дома, не являются психически больными. Потому что болезнь характеризуется тем, что человек не может себя контролировать.

«А человек, который в остальном мире, за исключением семьи, ведет себя прилично, а проявляет себя только дома, то это абсолютно здоровый психически человек, который просто считает, что себя можно так вести по отношению к жене, детям. Это криминальное безнравственное поведение», — сказал он.

Менделевич заявил, что криминальному поведению оправдания нет, если человек психически здоров. Это социальный феномен, который можно только корректировать социальными мерами.

В пресс-службе МВД по РТ сообщили Inkazan, что за шесть месяцев текущего года в Татарстане зафиксировано 1307 преступлений, совершенных на бытовой почве. 186 из них — в Казани, 116 — в Набережных Челнах, 105 — в Зеленодольском районе. В остальных районах зарегистрировали десятки таких преступлений. Меньше всего их произошло в Камско-Устьинском районе — одно.

Всего же в полицию с заявлениями о домашних побоях обратились более 45 тысяч человек. По всем были проведены проверки.

"