Posted 19 декабря 2017, 11:05
Published 19 декабря 2017, 11:05
Modified 17 сентября 2022, 14:48
Updated 17 сентября 2022, 14:48
Об этом сообщает издание «Бизнес Online» с первого собрания кредиторов «Спурт» банка. По словам Столбова, речь идет о следующих статьях УК РФ: 159 («мошенничество»), 160 («присвоение или растрата»), 165 («причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»), и 196 («преднамеренное банкротство»). По данным Столбова, ЦБ подал соответствующие заявления 5 декабря 2017 года.
Согласно отчету о финансовом состоянии банка, активы «Спурта» составили 15,7 миллиардов рублей (данные бухгалтерского учета по состоянию на 1 ноября 2017 года. В эту сумму входят, в том числе, кредиты, ссудная и дебиторская задолженность, ценные бумаги и товарно-материальные ценности.
Объем кредитного портфеля АСВ оценило в 10 миллиардов рублей. Он состоял из 8 тысяч кредитов. Ценные бумаги на балансе банка — обыкновенные акции страховой компании «НАСКО-Татарстан», еврооблигации VPB Funding Limited и векселя КЗСК.
В перечне недвижимости «Спурта» — казанские, нижнекамские, волжские и менделеевские здания. Также на балансе финансово-кредитного учреждения находятся автомобили Ford, BMW, Audi, LADA, Daewoo, Geely. Их получили в качестве отступных в счет погашения долга клиентами банка.
Также в листе отступных находятся квартиры в Нижнекамске, здания в Казани, помещения и участок. По состоянию на 1 ноября в процедуре банкротства находятся 26 клиентов банка. Среди них — «ФОН» и «КЗСК-Силикон».
ЦБ РФ отозвал у «Спурт» банка лицензию 21 июля 2017 года. 27 сентября АС РТ признал учреждение банкротом. По данным АСВ, на ликвидацию «Спурта» потребуется порядка 100 миллионов рублей. «Дыру» в капитале татарстанского банка оценивают в сумму свыше 5 миллиардов рублей.
В апреле ЦБ РФ сообщил, что сначала «Спурт» держался на плаву, продавая наиболее ликвидные активы. Однако реализацию приостановило участие банка в финансировании «крупного инвестиционного проекта на предприятиях, подконтрольных руководителю банка». Это — предприятие «КЗСК-Силикон». Председатель правления «Спурта» Евгения Даутова — совладелец Казанского завода синтетического каучука (КЗСК).
«КЗСК-Силикон» заложили в 2014 году. Даутова вошла в совет директоров предприятия. Анонсирования стоимость строительства — 8 миллиардов рублей. 7 миллиардов рублей кредитных средств должен был предоставить «Внешэкономбанк», остальные деньги — федеральный бюджет. Стройку заморозили в феврале 2016 года.
По данным ЦБ РФ, объем финансирования «КЗСК-Силикон» в почти в 3 раза превышал величину собственных средств «Спурта». «При этом данный факт маскировался банком путем использования различных схем с участием технических компаний. В результате значительные денежные средства кредиторов и вкладчиков оказались иммобилизованы в не приносящие доходы долгосрочные инвестиции, а реализация самого инвестиционного проекта затянулась из-за нехватки финансирования», — указано в сообщении регулятора.
По данным издания «Реальное время», смета на возведение «КЗСК-Силикон» раздута. «Внешэкономбанк» сообщил, что в проектную документацию без согласования с кредитором внесли существенные изменения. В результате, затраты возросли в 2 раза: с 6,7 до 13,7 миллиардов рублей. Основным заемщиком по привлечению кредитов на строительство был КЗСК.
Финансовое положение КЗСК пошатнулось после этих событий. 27 апреля гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин рассказал, что КЗСК сократил производство более чем в половину — на 53%. По его словам, причиной низкой загрузки стала высокая цена сырья. Глава Татарстана Рустам Минниханов потребовал от министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова удержать КЗСК на плаву.
21 июля стало известно, что сотрудников предприятия перевели на трехдневную рабочую неделю. По итогам I полугодия 2017 года объемы производства и выручка на КЗСК упали более чем в 2 раза. В октябре завод включили в перечень стратегических предприятий России. После вмешательства татарстанской прокуратуры КЗСК выплатил сотрудникам долги по зарплате на сумму свыше 26 миллионов рублей.