Posted 2 июля 2019,, 13:31

Published 2 июля 2019,, 13:31

Modified 17 сентября 2022,, 16:10

Updated 17 сентября 2022,, 16:10

Покупай татарстанское: в РТ начали продвижение продукции местных производителей

2 июля 2019, 13:31
В мае в Татарстане запустили систему по продвижению продукции местного производства. Сейчас половина товаров в регионе приобретается за пределами республики, но на этой площадке заказчики смогут найти местных производителей, от чего обе стороны выиграют: зачастую бизнес просто не знает, что выпускается у соседей.

Кроме того, система определит инвестиционные ниши — продукцию, в которой нуждаются татарстанские потребители, но которая не производится в республике. Над проектом работали минэкономики РТ, Центр экономических и социальных исследований (ЦЭСИ) и Агентство по государственному заказу. Система создана на базе ресурсов Федеральной электронной торговой площадки.

На брифинге ее представили министр экономики РТ Фарид Абдулганиев и генеральный директор Агентства по государственному заказу РТ Яков Геллер.

Что из себя представляет система по продвижению татарстанской продукции?

Система представляет из себя постоянно обновляемый информационно-аналитический агрегатор. Он состоит из трех каталогов: предложения продукции татарстанских производителей, потребности заказчиков в республике, сделки.

«Ценность системы продвижения продукции татарстанских производителей в том, что она предоставляет малому и среднему бизнесу самое главное — это информацию о потребности. Когда с любым предпринимателем мы встречаемся и спрашиваем: «Какие у тебя основные вопросы?», в первую очередь они, конечно же, говорят про сбыт», — объяснил Абдулганиев.

С каталогами предложений и потребности можно разобраться исходя из названий: из них узнают, кто, что, какой объем хочет продать, а кто, что — купить. Каталог сделок нужен, чтобы понять, что татарстанским потребителям приходится заказывать в других регионах из-за того, что это еще не производится в республике.

«Анализ совершенных в системе сделок, эта база, которую мы наработаем, позволит формировать перечень инвестиционных ниш. То есть перечень продукции, которую закупают, планируется к закупке, но не производится к закупке», — добавил министр.

Инвестиционная ниша получается из разницы между покупкой и производством. Она дает понимание, какие предприятия можно локализовать в РТ.

«Мы покупаем это на регулярной основе. Мы уже знаем из каталога потребностей, что это будут покупать на регулярной основе. Но мы у себя не производим простые вещи», — сказал руководитель агентства Геллер.

Сейчас в разделе инвестиционных ниш на сайте-агрегаторе 113 наименований. Среди них, например, готовые корма для животных, которые готовы закупить МВД и кинологические службы. Однако в республике никто такую продукцию не производит. Парфюмерные, косметические и туалетные средства готовы приобрести физические лица.

По словам Геллера, также будет полезна информация о инфраструктуре. Например, есть в каком-нибудь районе заброшенный коровник с проведенными коммуникациями, там может расположиться какое-то производство, которое займет инвестиционную нишу.

Остальных потребностей никто не знает, бизнес не знает в первую очередь

Предприниматели, чтобы воспользоваться агрегатором, могут зарегистрироваться в ЕИС госзаказа РФ или непосредственно на портале. О своих потребностях заявляют пять категорий заказчиков: тарифообразующие предприятия, регулирующие заказчики, закупки «второй руки» (субподрядчики), коммерческие заказчики. На сегодня они опубликовали 747 потребностей.

«Мы знаем, что бюджетным организациям нужно, это плановые закупки. Остальных потребностей никто не знает, бизнес не знает в первую очередь. Бизнес не знает, куда прийти и предложить», — отметил Геллер.

Поставлять продукцию могут как крупные заводы и предприятия, так и малый и средний бизнес и даже самозанятые.

«Мы хотели бы знать, что на территории республики производится. Не «Камазом», не заводом Горького, не ПОЗИСом, а что производится малым бизнесом… Чтобы не внутри условно Сабинского района или Менделеесвкого района, чтобы республиканские потребители знали, что он может предложить», — продолжил Геллер.

Но и гигантам нашлось место в системе. Из коммерческих структур удалось привлечь «Бахетле» и «Ак Барс Девелопмент». В последнем решили «опустить шлагбаум», чтобы закупки для всех предприятий проходили только через систему. Таким образом, станет больше известно про потребности в стройматериалах.

Для самозанятых в каталоге предложений открыто 128 ниш видов работ, услуг, которые можно оказывать без лицензий: лавочку покрасить, табличку на кабинет прикрутить. «Они же ездят по городу и на машинах написано: «муж на час». Иди через него (агрегатор —Inkazan), мы тебе клиентов найдем», — обратился к самозанятым Геллер. По его словам, между «Камазом» и ИП Ибрагимов, который красит скамейки, нет в этой системе разницы».

Другие регионы тоже могут присоединиться к системе, но разработчики надеются, что у татарстанских производителей будет преимущество в виде цены. Потому что в отличие от конкурентов из других субъектов им не нужно тратиться на доставку. А если молоко, например, из Пермского края, при одинаковом качестве будет дешевле татарстанского, то надо разбираться, почему так, считает Геллер.

Не просто положить товар на полку с надписью «Покупай татарстанское»

Разработчики системы полагают, что при ее помощи татарстанские заказчики и производители смогут найти друг друга. Ведь зачастую продукцию приобретают на стороне не только потому, что уже сложились устойчивые бизнес-связи с поставщиком, но и потому, что заказчики просто не знают, что изготовляют в соседнем районе. Пример тому — начало сотрудничества между «Алексеевскводоканалом» и компанией «Бетар» из близлежащего Чистопольского района.

В минэкономики и в агентстве уверены, что агрегатор должен быть в первую очередь интересен руководству районов. Он позволяет развивать потребительские кооперативы, создавать новые рабочие места. В передовики за два месяца работы выбились Елабужский, Мензелинский, Лаишевский, Бавлинский, Агрызский, Черемшанский районы.

Выгода еще и в экономии расходов на закупки, усилении конкуренции на рынке, получении более точной информации о предложениях и спросе на рынке.

С приходом крупных сетей, которые готовы «не просто положить товар на полку с надписью «Покупай татарстанское»», у МСП появится возможность продать свою продукцию через них.

«На сегодняшний день маховик начал раскручиваться. Мы, так как делаем первые шаги, сталкиваемся с рядом трудностей. Это и какие-то сформированные системы продаж, устойчивые взаимоотношения… В то же время самое главное — донести эту информацию до широкого круга пользователей», — пояснил Абдулганиев.

«Где-то еще 50% — это потенциал для роста»

За первый месяц работы в систему влились 56 предприятий из 23 муниципальных образований. Предложено 656 наименований продукции, размещено 747 потребностей.

«Сегодня порядка 50% закупаемой в республике продукции закупается у предпринимателей из РТ. Мы можем сказать, что где-то еще 50% — это потенциал для роста», — обозначил возможности Абдулганиев.

По словам Геллера, это хорошие результаты для такого срока, нужно продолжать развивать систему.

«Сделок через агрегатор прошло 20 штук. Мало. Но сейчас вошел «Ак Барс Девелопмент» — и это пример-маяк. Вошел «Бахетле» – это тоже пример-маяк», — сказал глава агентства по госзаказу РТ.

Перед агрегатором стоит задача — по итогам первого года работы выявить и локализовать как минимум одну инвестиционную нишу в каждом муниципальном районе. Количество наименований продукции постараются увеличить в 10 раз.

"