Posted 8 сентября 2018,, 06:00

Published 8 сентября 2018,, 06:00

Modified 17 сентября 2022,, 15:24

Updated 17 сентября 2022,, 15:24

Гостиничный бизнес в период ЧМ: завышение цен и разочарование арендодателей

8 сентября 2018, 06:00
В Казань на чемпионат приехали на треть больше болельщиков, чем ожидалось. Поток туристов взвинтил цены на краткосрочную аренду квартир в России. Гостиницы и отели были ограничены предписаниями Роспотребнадзора, но «серый» рынок все равно не соблюдал их. Еще одной проблемой фанатов стал недостаток дешевых гостиниц.
Сюжет
ЧМ-2018

За время чемпионата в столицу РТ въехали 300 тысяч туристов (при прогнозировавшихся 200 тысячах). 65% из них – иностранцы. Казанский аэропорт с 14 июня по 7 июля обслужил 51 тысячу гостей мундиаля - спортсменов, болельщиков и членов делегаций. Дополнительными бесплатными поездами с 13 июня по 9 июля было перевезено 50,4 болельщиков.

Однако данные по туристам въехавшим и по гостям, размещенным в гостиницах, заметно разнятся. Это наблюдается и на федеральном уровне, сообщает «Бизнес вектор». Так, в 2016 году в страну въехало 24,5 миллионов иностранцев, а гостиницы отчитались, что у них было размещено 6 млн. По данным президента Торгово-промышленной палаты России (ТПП РФ) Сергея Катырина, числа отличаются в 4 раза.

По результатам опроса сервиса путешествий OneTwoTrip, 52% опрошенных из числа планировавших ночевать в городах проведения матчей забронировали номера в гостиницах. Еще 28% планировали остановиться у друзей и знакомых. Снять квартиру или дом предпочли 15% респондентов. А 4% вовсе решили ночевать в палатке или автомобиле.

Мониторинг гостиничного бизнеса осуществляется непрерывно, однако сведения Росстата зачастую называют недостоверными. По информации комитета по туризму РФ, сегодня больше половины рынка находится в тени.

Ситуация улучшится, когда полностью заработает «система классификации средств размещения». Отелю она даст статус, гостю гарантирует уровень обслуживания, государству соберёт информацию о рынке. По всей стране система начнет действовать к 2021 году, но принимающие ЧМ-2018 города обязали внедрить ее до начала события.

Для Казани классификация гостиниц по принципу звездности тоже была обязательна. «Звезды», хоть с опозданием (дату окончания аттестации пришлось перенести), получили 400 отелей и хостелов Татарстана. На май эту классификацию прошли порядка 9,5 тысяч номеров в столичных гостиницах. Болельщики останавливались в 196 отелях Казани.

Перед чемпионатом в городе работали три пятизвездочные гостиницы, 21 гостиница категории «четыре звезды», 33 отеля рейтинга «три звезды», 32 с одной и двумя звездами, а также 107 гостиниц без звезд.

При этом количество гостиниц бизнес-класса и заведений средней руки непропорционально спросу у туристов. По словам главы ТПП, «в массе своей, особенно российские туристы ищут гостиницы не 5-звёздочные». В большом дефиците в России 3-звёздные гостиницы. Хоть рынок комфортабельных отелей переполнен, инвесторы продолжают вкладывать в него.

«Деловая практика не предполагает размещение сотрудников в 5-звёздочных отелях. Но из-за отсутствия хороших 3- и 4-звездочных гостиниц, компании разрешают своим сотрудникам выбирать в России отели класса «люкс». В итоге, новые инвесторы вкладывают средства в строительство 5-ти звёзд вместо более низких категорий. И сейчас этот сегмент практически полностью заполнен», - объяснил главный управляющий отеля Lotte в Москве Эдриан Грэй.

В дни проведения матчей в городах-хозяевах, по данным Ростуризма, загрузка отелей подскочила. В среднем, они были загружены на 81%. Самая высокая планка была в дни матчей ЧМ-2018 - 91,5% номеров, а в некоторые дни она достигала 99%. Это при том, что годовая заполняемость российских гостиниц в среднем не превышает 60%.

Ожидая неоправданного повышения цен к ЧМ, законодатели установили максимальную стоимость размещения в номере. Однако допустимые Роспотребнадзором числа зачастую не соблюдались.

В преддверии ЧМ ведомство выявило 57 случаев завышения цен на гостиничное обслуживание. Возбудили 173 дела об административных правонарушениях. В суды направили 22 иска.

Из-за недостатка дешевых гостиниц часть болельщиков переключилась на хостелы и съемные квартиры, комнаты.

Перед ЧМ в городе действовало порядка 80-100 хостелов, общее количество коек составляло 3,5 тысячи. Как более доступное жилье, места в хостелах забронировали еще весной. В конце мая загрузка составила 95-100%.

В апреле РБК-Татарстан писал, что сдерживание цен приведет к тому, что хостелы будут работать нелегально, либо вообще прекратят продажу мест. Особенность таких заведений в том, что они продают не номера, а койко-места. Поэтому, продавая место даже за 600-800 рублей в 10-местном номере, хостел превышает допустимые 3,4 тыс. рублей. А продавать дешевле, значит работать в убыток.

Президент Ассоциации хостелов РТ Илья Цыкунов предположил, что некоторые хостелы предпочтут уйти в тень. Легально работающие не выдержат конкуренции с ними. Например, Ростуризм обнаружил у хостела «Амиго» в центре Казани превышение разрешенных цен. Там стоимость койко-места составила 84 тысячи, что на 2370% больше установленной нормы.

Для владельцев хостелов есть и другой риск – быть закрытыми из-за жалоб соседей. Дело в том, что мини-гостиниц зачастую расположены в бывших коммуналках или в жилых многоквартирных домах. Существующие нормы права позволяют постоянным жильцам требовать закрытия соседнего бизнеса. В Госдуме уже два года лежит законопроект, по сути запрещающий отели в домах. Его обсуждение приостановили из-за чемпионата.

«Есть проект закона, предлагающий упразднить эту систему - вообще никого не размещать. Но это тоже неприемлемая позиция, мы считаем. Здесь нужно просто грамотно всё отрегулировать, посмотреть и на налоги и на отчётность, чтобы понимать, кто что сдаёт», - пояснил Катырин.

Часть туристов, приехавших на мундиаль, перетянул на себя рынок арендного жилья. Однако неоправданные завышения цен были и в этом сегменте. Ожидания арендодателей не оправдались, болельщики выбирали съемное жилье не так часто, отметили специалисты OneTwoTrip.

По всем городам-участникам картина такова: перед матчами для бронирования было доступно 8,9 тысяч вариантов, то после чемпионата этот показатель вырос до 15,8 тысяч. Таким образом, в дни матчей болельщики арендовали около 6,9 тысяч квартир или всего 44% от общего объема вариантов, представленных в системах онлайн-бронирования.

В Казани в дни мундиаля арендодатели предлагали 985 вариантов. После футбольного праздника – более 1,9 тысячи. Таким образом, фанаты арендовали около половины предложенных квартир.

Эксперты отмечают, что в преддверии ЧМ резко увеличилось количество непрофессиональных арендодателей. Они изначально завысили цены. Часто встречались случаи, когда за сутки рассчитывали заработать суммы, превышающие стоимость месячной аренды жилья.

В результате болельщики предпочли остановится в отелях или спланировать поездку так, чтобы не оставаться в городе-участнике ЧМ на ночь.

"