Posted 14 июня 2017,, 19:11

Published 14 июня 2017,, 19:11

Modified 17 сентября 2022,, 14:35

Updated 17 сентября 2022,, 14:35

Автокредитование в Татарстане набирает обороты

14 июня 2017, 19:11
На рынке автокредитования Татарстана царит оживление. В настоящее время Татарстан входит в число регионов с наибольшими объемами рынка автокредитования.

По итогам 1 квартала 2017 года в республике было выдано 13 728 таких кредитов, что на 14,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По количеству выдач регион обошли лишь Москва, Московская область и Санкт-Петербург.

Половина автомобилей в кредит

По словам Михаила Марина, управляющего ВТБ24 в Татарстане, существует три макроэкономические причины роста рынка автокредитования. Эксперт отметил постепенный переход населения к модели накопления, сформировавшейся с начала кризиса, обратно к модели потребления. По его словам, последний всплеск продаж автомобилей пришелся на 2010-2011 годы.

С тех пор прошло 6-7 лет, соответственно сейчас формируется существенная по объемам потребность в обновлении автопарка. Два эти фактора вкупе формируют рост спроса на автомобили и, как следствие, на автокредиты.

Эксперт назвал два сегмента авторынка, для которых характерен опережающие темпы роста продаж: это автомобили с пробегом и автомобили эконом-класса.

Действительно, по данным сервиса Avito, в Казани 32% спроса приходится на автомобили российского производства. Остальные страны-производители значительно отстают: по 15-18% приходится на Корею, Германию и Японию.

Кроме того, немаловажным фактором, стимулирующем кредитование в целом, является тенденция к снижению процентных ставок.

"Центробанк продолжает проводить политику снижения ставок, 16 июня мы ожидаем, что ключевая ставка опустится до 9%. Это стимулирует банки предлагать более выгодные условия в том числе по автокредитованию, а также влияет на ставки в совместных с дилерами программах. Это, в свою очередь, увеличивает автокредитование и долю кредитных продаж автомобилей", - пояснил Марин.

Однако, возможно, важнейшим фактором роста этого сегмента является государственная программа субсидирования ставок по автокредитам. По оценке Ильи Пахомова, директора Центра автокредитования ВТБ24 в Татарстане, в 2017 году около 85% всех выдаваемых автокредитов в сегменте новых автомобилей приходится именно на государственную программу субсидирования автокредитов. Соответственно, без нее рост рынка был бы невозможен.

"Продление и улучшение условий действия государственной программы льготного автокредитования в 2017 году (к примеру, максимально возможная стоимость автомобиля увеличилась до 1,45 млн. рублей) может стать одним из факторов, влияющих на дальнейший рост объёмов автокредитования", - уверена Наталья Русова, директор департамента автокредитования "Русфинанс Банка".

Слова экспертов подтверждают данные о доле кредитных продаж, рассчитанные совместно Национальным бюро кредитных историй и аналитическим агентством "Автостат". Согласно им, если в начале 2015 года доля автомобилей, проданных в кредит, составляла в Татарстане 33%, то в 1 квартале 2017 го – уже 54%.

"Когда в апреле 2015 года программа льготного автокредитовния была возобновлена, доля автокредитов выросла почти в два раза по сравнению с результатами первого квартала того же года. Безусловно, на динамику рынка оказали влияние и другие положительные факторы, но действие госпрограммы в тот момент было очевидным",- комментирует Русова.

Ставки вниз

В среднем с начала года ставки по автокредитам снизились на 1-2 процентных пункта, отмечает Солдатенкова, эксперт по кредитованию портала Banki.ru. По ее словам, сейчас средняя ставка на покупку новых авто составляет порядка 15% годовых (по программе с госсубсидированием – порядка 9%), а на покупку подержанных машин - порядка 19% годовых.

Если же говорить о минимально возможных ставках, то по программам с госсубсидированием они начинаются от 6,17%, отмечает Русова. По ее мнению, в текущих условиях уровень ставок достиг своего минимума, и дальнейшее их снижение возможно лишь при улучшении платежеспособности клиентов и снижении ключевой ставки ЦБ РФ. Однако поскольку последнее весьма вероятно, опрошенные эксперты ожидают продолжения нисходящей динамики ставок по автокредитам.

Изменения затронули и другой параметр автокредитования – среднюю сумму. «За два года средняя сумма автокредита увеличилась на 60%. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, свою роль сыграл значительный рост стоимости автомобилей в связи с падением курса национальной валюты. Во-вторых, повлияло возобновление государственной программы субсидирования автокредитов. В ее отсутствие в 2014 г. и в 1 квартале 2015 г. под более высокие ставки население предпочитало брать кредиты на меньшие суммы. После возобновления программы с апреля 2015 г. произошел качественный рост средней суммы кредита на существенно более низких ставках», - отмечает Пахомов.

Нецелевой выбор

Рост автокредитования мог бы быть еще выше, однако часть заемщиков оформляют вместо них нецелевые займы. «Как таковой тенденции снижения популярности целевых кредитов по сравнению с нецелевыми мы не отмечаем. Однако в настоящее время заемщики при покупке машины стали более тщательно подходить к выбору между этими двумя категориями кредитов. Как правило, по целевым кредитам банки сейчас предлагают более низкие ставки. В сравнении с нецелевыми они ниже в среднем на 6 процентных пунктов. При существующих ставках переплата по нецелевому кредиту будет примерно вдвое, чем по автокредиту. Однако для того, чтобы получить автокредит под такой процент заемщику потребуется оплатить как минимум 20% от стоимости машины и оформить страхование каско, что увеличивает общий уровень затрат на оформление автокредита. В связи с этим можно предположить, что для некоторых заемщиков (в возрасте до 30 лет с небольшим стажем вождения) стоимость обслуживания авто- и потребительского кредита становится практически одинаковой, и наиболее удобным и простым способом будет просто взять деньги у банка без целевого подтверждения», - рассказывает эксперт по кредитованию портала Banki.ru Инна Солдатенкова.

Стремясь повысить привлекательность автокредитов как менее рисковых займов, банки предлагают условия, снижающие страховую нагрузку. «При выдаче автокредита банки допускают оформление каско с франшизой. Также набирают популярность программы автокредитования, по которым достаточно застраховать автомобиль только от крупных рисков «угон» и «тоталь». Есть даже предложения не требующие оформления полиса каско вовсе. Но, как правило, по таким программам предлагается иная (более высокая) кредитная ставка», - рассказывает Нэлла Аксенова, директор филиала ООО «Зетта Страхование» в Казани.

Солдатенкова уточняет, что ставка по кредитам без обязательного страхования каско превышает стандартные на 3 процентных пункта. В этом случае кроме повышенной ставки, заемщику приходится взять на себя и все риски. «Поэтому обычно автомобили приобретаются в кредит с оформлением КАСКО: клиенты не хотят напрасно рисковать и не иметь защиты при ущербе, который повлечет дорогой ремонт или полную утрату автомобиля, тем более купленного в кредит», - заключает Гульнара Ибрагимова, директор филиала Группы "Ренессанс страхование" в Казани.

По мнению Солдатенковой, после прекращения действия льготной программы возможно снижение популярности целевых кредитов, поскольку ставки по собственным «стандартным» программам автокредитования сегодня сопоставимы со ставками по нецелевым и находятся на уровне 15% годовых.

"