Posted 16 января 2021, 12:05
Published 16 января 2021, 12:05
Modified 20 августа, 15:21
Updated 20 августа, 15:21
Два дня назад прокуратура обратилась в Верховный суд РТ для признания ВТОЦ* экстремистской организацией. Свои основные претензии она изложила журналистам, хотя документ со всеми подробностями занимает больше 10 листов. Узнавший об иске вчера утром председатель ВТОЦ* Фарит Закиев срочно созвал пресс-конференцию в тот же день. Журналистов было немного — 4 человека. В основном комнату заполонили участники ВТОЦ*, которые периодически взволнованно дополняли председателя.
«Я думаю, прокуратура таким иском, который был явно сделан по заказу федерального центра, только нанесет удар репутации российской государственности как федерации, правовому государству», — высказался юрист-правозащитник Алексей Златкин, оказывающий юридическую поддержку ВТОЦ*.
Вот какие доводы в ответ прокуратуре приводит Всетатарский общественный центр*.
Обращение «Спасти татарский язык»: «В этом письме мы предлагаем широкую дискуссию»
В 2017 году ВТОЦ* написал обращение «Спасти татарский язык» и адресовал его депутатам Госдумы от РТ, Госсовета, Казгордумы, к политическим и общественным организациям, ко всем неравнодушным к судьбе татарского языка. По просьбе прокуратуры письмо отправили на экспертизу. Специалисты пришли к выводу, что в нем есть информация, возбуждающая рознь по признаку «отношение к языку».
Текст этого обращения на пресс-конференции раздали журналистам. Пафос письма сводится к критике действий властей по сохранению и развитию татарского языка. Например, ВТОЦ* смущает то, что закрываются татарские школы, в Госсовете так и не организовали ни одно заседание полностью на татарском, в Казгордуме отменили синхронный перевод. Как считают общественники, это привело к тому, что в Татарстане вопреки его Конституции остался один государственный язык — русский.
Самая экспрессивная часть называется «Что делать?», в которой Закиев пишет, что в Татарстане «должен быть один государственный язык». Тех, кто считает идею радикальной, просят выдвинуть другие: «Возможно ли реальное двуязычие в Татарстане? Давайте обсудим!»
«В этом письме мы предлагаем широкую дискуссию о судьбе татарского языка», — подтвердил Закиев на вчерашней встрече. В чем экстремизм письма и на какие факты опиралась экспертиза, ВТОЦовцы* не понимают.
День Памяти: «Митинг ВТОЦ* не организовывал»
Закиев предполагает, что иск прокуратуры может быть связан и с проведением Дня памяти защитников Казани от войск Ивана Грозного. Несмотря на то, что единомышленники ежегодно собираются по этому поводу в октябре уже 30 лет, претензии возникли только в последние годы, отмечают общественники. Например, в 2020-м казанская мэрия сначала согласовала акцию, а потом отозвала решение из-за представления прокуратуры. Надзорное ведомство обнаружило признаки экстремизма в выступлениях аналогичного митинга в 2019 году. Тогда 8 участников акции получили штрафы за «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
В нынешнем иске прокуратура снова вспомнила о мероприятии двухгодичной давности. Некоторые речи были призывами к осуществлению экстремистской деятельности, считают в ведомстве. Выступавшие тогда не подчеркнули, что это их личное мнение, а ВТОЦ* не выразил свое несогласие в течение 5 дней, как положено по закону. На пресс-конференции Закиев привел пример такого выступления: на сцену в тот день вышел поэт Хамит Валеев и прочитал стихи «Телне кистеләр», что можно перевести как «отрезали язык».
«С экстремизмом надо бороться, но не надо же искать экстремизм в стихах 82-летнего татарского поэта», — возмутился Закиев.
К тому же претензии к выступавшим нельзя транслировать на ВТОЦ*, уверен председатель, потому что центр* не был организатором акции.
«Этот митинг 12 октября 2019 года ВТОЦ* не организовывал. Там организатором является Ризванов — физическое лицо», — добавил он.
Речи, плакаты и критика власти: «Я могу повторить. Это экстремизм?!»
В своем иске прокуратура пишет, что на публичных мероприятиях ВТОЦ* «характерным нарушением является выход за рамки заявленной темы». Например, на праздновании Дня Конституции в ноябре 2019 года кто-то критиковал власти и осуждал «незаконное уголовное преследование в республике мусульман»; на праздновании Дня республики звучали лозунги о государственности. Активисты недоумевают, почему ведомство классифицирует это именно как экстремизм и почему приводит этот аргумент в новом иске, несмотря на то, что Закиева уже привлекли к административной ответственности за нарушения правил организации. По словам Златкина, в тот раз суд никак не обосновал, почему в выступлениях не по теме виноват Закиев и кому это создает угрозу.
«Почему выход за рамки мероприятия является экстремизмом — у меня вопрос к прокуратуре», — вопрошает председатель.
Несколько раз прокуратура в своем иске обращает внимание, что на акциях ВТОЦ* критикуют российские и региональные власти, правоохранителей за проводимую национальную политику и за якобы «ущемление прав татарского народа» со стороны руководства страны.
«Ну это уже ни в какие ворота! Они фактически расписываются в политических репрессиях. Если нашу власть или правоохранительные органы критиковать за реализацию полномочий, то это у нас рассматривается как экстремизм?» — возмутился Златкин.
Слова о необходимости борьбы за государственность, которые тоже смутили прокуратуру, готов повторить, заявил Закиев. «Не надо бояться слова „государство“», — подтвердил спикер.
Также на акциях выходили люди с плакатами о преподавании татарского в качестве государственного. «Тут нельзя комментировать. Чистейший абсурд! Мы и сейчас требуем, чтобы он был в качестве государственного языка в образовательных учреждениях. Я могу повторить. Это экстремизм?!», — недоумевает председатель ВТОЦ*.
В уставе Всетатарского центра* прокуратура усмотрела «признаки объединения группы граждан по национальному и религиозному признаку для противостояния представителям другой национальности и вероисповедания (русским)».
«Вечно вот это вытаскивают — против русских. Про русских даже слова не было. По их заключению экспертов можно полагать, что они имели что-то против русских. А против русских ни я, ни Валиди, никто не выступал», — прокомментировал заместитель председателя ВТОЦ* Галишан Нуриахмет, которого тоже штрафовали за заявления на митинге 2019 года.
Что дальше?
Если ВТОЦ* признают экстремистской организацией, ее ликвидируют. Центр* планирует бороться за свое существование в правовом поле — в суде — и в общественном. Так, планируется провести конференцию на следующей неделе, собрать курултай (съезд).
День судебного заседания пока не назначен. Заявление подано только вчера.
*Решением министерства юстиции РФ включен в федеральный перечень экстремистских организаций.