Posted 16 мая 2018,, 09:01

Published 16 мая 2018,, 09:01

Modified 17 сентября 2022,, 15:06

Updated 17 сентября 2022,, 15:06

В Татарстане положительно встретили деление минобрнауки на 2 министерства

16 мая 2018, 09:01
В Татарстане положительно встретили реформу министерства образования и науки России, которое отныне будет разделено на 2 ведомства: просвещения и науки и высшего образования. Об этом заявили опрошенные Inkazan эксперты.

Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» опубликовали на сайте Кремля вчера в 20.30 часов. Разделение минобрнауки на 2 министерства - это второй пункт документа. Согласно тексту, министерству просвещения передают общее и среднее образование, а также дополнительное.

Министерство науки и высшего образования будет курировать вузы, а также научную, научно-техническую и инновационную деятельность, нанотехнологии, развитие федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, за некоторыми исключениями интеллектуальную собственность и так далее. Каждое из министерств получило полномочия по соцподдержке обучающихся в подведомственных ему организациях и по управлению их госимуществом.

Кандидатуры на посты в новом правительстве премьер-министр Дмитрий Медведев обещал представить президенту 18 мая. Российские СМИ называли среди кандидатов во главу миннауки нынешнего замминистра образования Григория Трубникова и руководителя Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаила Котюкова. Пост министра просвещения, по данным изданий, могут отдать действующему министру Ольге Васильевой или руководителю фонда «Талант и успех» Елене Шмелевой.

Вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов в беседе с Inkazan сказал, что идея создать по министерству под общее и высшее образование с наукой, правильная.

"Как будет эта идея исполнена, я не знаю. Но средняя школа и наука довольно далеки от друга, а вузы с наукой очень близки, отделить их друг от друга, конечно, невозможно. Допустим, наш учредитель - министерство образования и науки Татарстана. Там довольно плохо понимают нашу специфику. И пытаются подходить так же, как к обычной школе. Приходится довольно долго объяснять. У нас даже не университет, а научно-исследовательский институт, где армейская дисциплина ничего не дает. Наоборот, она губит творческий потенциал, а творческий дух, напротив, нужно создавать, чтобы люди книжки писали. Сидеть на работе - ни о чем не говорит. Для учета этой специфики лучше лучше отдельное министерство. Хотя не уверен, что это поможет: чиновник он всегда чиновник. Но, по крайней мере, как-то будет разделено финансирование. Если ученый окажется министров - то будет польза", - сказал Хакимов.

Но Татарстан реформа затронет разве что косвенно. Нет смысла реформировать по федеральной схеме татарстанское министерство образования и науки, считает эксперт. "Университеты находятся в федеральном подчинении. Для министерства в регионе остается мало предметов регулирования. Да и регулировать-то довольно сложно, все самостоятельные. Например, мы - ГБУ, у нас свой устав. Да и как министерство будет управлять научными открытиями", - сказал Хакимов.

"С моей точки зрения, это очень целесообразно, когда создается отдельное министерство науки и высшей школы, где будет сконцентрированы вся наука и вопросы подготовки специалистов высшей квалификации. А вопросы довузовской подготовки - это все-таки отдельный сегмент, который тоже требует большого внимания. Я считаю, разделение и определение центров ответственности особенно актуально сегодня, когда президент страны поставил задачу научно-технического прорыва. Должен быть центр ответственности. Наверное, им будет новое министерство науки и высшей школы", - сказал Inkazan ректор КФУ Ильшат Гафуров.

По словам ректора, существовавшему министерству образования и науки, которое курировало и вопросы обучения детей и подготовку докторов наук, было тяжело отвечать на все вызовы, которые перед ним возникали. В школах страны, по его словам, учатся порядка 15 млн детей, без малого 5 млн студентов в вузах. С учетом коэффициента семейности, учитывая старшее поколение (бабушек и дедушек учеников) сфера образования затрагивает около 100 млн граждан страны.

"Когда связывают науку (я имею ввиду Академию наук и академические институты) и высшие учебные заведения, это тоже очень правильно. Потому что сегодня создано очень хорошее материально-техническое оснащение наших университетских лабораторий, особенно федеральных, национально-исследовательских. Нам нужно научиться объединять усилия, в том числе и Академии наук, и вузов в тех направлениях, которые были определены президентом страны. Чтобы не было разбалансировки. Когда будет один центр - я считаю, что для нас это неплохо", - сказал Гафуров.

"