Posted 20 августа 2021, 08:22
Published 20 августа 2021, 08:22
Modified 12 сентября 2022, 03:55
Updated 12 сентября 2022, 03:55
Счет-фактуру за жилищно-коммунальные услуги выставляет организация, занимающаяся обслуживанием жилого дома. Это или собственно управляющая компания (УК), или саморегулируемые так называемые ТСЖ и ЖСК — товарищество собственников жилья и жилищно-строительный кооператив.
Если домом управляет ТСЖ или ЖСК, электроэнергия и газ в счет-квитанции ЖКХ обычно указываются наряду с прочими услугами. УК присылают счета за воду, вывоз мусора, капремонт и другое, а платежки за газо- и электроснабжение приходят отдельным письмом от непосредственных поставщиков — ресурсоснабжающих организаций.
Кто составляет квитанцию, можно посмотреть в «шапке» счета, то есть в верхней части документа или напротив графы «получатель».
Информация на основной части квитанции ЖКХ не имеет утвержденной формы. Минстрой России сформировал только примерную форму платежки. Однако постановлением российского правительства № 354 утверждены пункты, которые обязательно должны быть в квитанции:
Прежде чем понять, как правильно читать квитанции ЖКХ, сначала нужно разобраться в терминах.
Под условным обозначением ЖКХ подразумевается жилищно-коммунальное хозяйство.Так называют сферу, сервисы для комфортной жизни людей и нормального функционирования домов и предприятий. Эти услуги называются жилищно-коммунальными, сокращенно — ЖКУ.
Жилищно-коммунальное хозяйство считается более широким понятием. Оно включает, например, такие объекты, как системы водопровода и энергоснабжения, лифт и молниезащиту, вентиляцию и зеленые зоны, комплекс строительно-ремонтных организаций.
ЖКУ — это обслуживание этого хозяйства, то есть это продукт деятельности ЖКХ. Например, если у вас из крана течет вода, лифт ремонтируется после поломки, по утрам вывозится мусор — значит вам оказывают ЖКУ.
Кстати, жилищные и коммунальные услуги это тоже разные понятия. К жилищным услугам относятся предоставление жилья по соцнайму, вывоз бытовых отходов, ремонт (как капитальный, так и текущий), разовые услуги (замена электропроводки, ремонт домофона). Под коммунальными услугами понимают подачу холодной и теплой воды, отопление, водоотведение, газо- и электроснабжение.
Что входит в квартплату:
В платежку могут включаться не все перечисленные услуги.
Сумма, которую начислили за месяц, зависит от объема ресурсов, который потребили жильцы. Показатели считываются специальными счетчиками. Если они отсутствуют или потребитель не удосужился передать данные вовремя, то сумма рассчитывается на основании тарифов и нормативов потребления, которые местные власти устанавливают по каждому виду ЖКУ. Нормативы действуют не менее трех лет, на это время они не подлежат пересмотру.
Неважно, кто фактически живет по адресу, указанному в платежке — собственник или арендатор, квитанции в любом случае приходят с одним и тем же набором услуг на имя хозяина жилья. В договоре аренды должно быть оговорено, кто оплачивает коммуналку, каковы взносы за капремонт и другие расходы.
Если никто по адресу не прописан, а расходы появились, то такой квартирой может заинтересоваться управляющая организация. К арендодателю могут появиться вопросы со стороны налоговой службы. Если квартиросъемщиков больше, чем прописанных людей, и собственник не сообщит об этом УК, то это тоже может привлечь внимание надзорных органов. В таком случае управляющая компания сделает перерасчет потребления услуг.
В некоторых объявлениях владельцы пишут: «Коммунальные платежи, кроме счетчиков». Это означает, что квартиросъемщик оплачивает ресурсы, объем потребления которых рассчитывают приборы учета. Это, например, вода, газ, электроэнергия. Все остальные коммунальные расходы берет на себя арендодатель.
Важно заранее обговорить, кто передает показания счетчиков управляющей компании. Чаще всего это делает собственник, потому что есть риск, что жильцы накопят долги. Квартиросъемщики потом компенсируют ему оплаченные счета. Если они сами снимают показания, то обычно хозяин квартиры просит предоставить квитанции об оплате.
Еще один нюанс связан с налогами. Владелец квартиры должен отчислять НДФЛ с коммунальных платежей, на которых нет счетчиков, поскольку минфин полагает, что он бы и так платил за них. Если наниматели компенсируют собственнику эти расходы, то это считается экономической выгодой, которая облагается налогом. И неважно, что фактически эти деньги идут управляющей компании. Налогом не облагаются только платежи, которые рассчитываются по счетчикам.
Сфера ЖКХ регулируется различными отраслями права. Например, предоставление коммунальных ресурсов прописывается в нормах гражданского права, компетенции ведомств и служб по контролю ЖКХ — административного.
Основные правовые акты, которые регулируют сферу ЖКХ:
Вопросы в отрасли ЖКХ, которые чаще всего интересуют граждан, обычно находятся в ведении региона. Например, в Татарстане за тарифы, цены, надбавки на тепло-, электроэнергию, газоснабжение отвечает государственный комитет РТ по тарифам.
Нередко в квитанциях используются аббревиатуры, понятные только работникам этой сферы. Поэтому не лишним будет иметь под рукой расшифровку терминов квитанции ЖКХ.
Расшифровывается как система экстренного оповещения населения. Она предупреждает жителей об угрозе чрезвычайных ситуаций. Деньги взимаются на обслуживание СЭОН, ремонт в случае поломки оплачивается из тех же средств. Этот пункт в квитанции встречается редко. Тариф небольшой: например, в Санкт-Петербурге он составляет 0,06 рублей на «квадрат» жилья в месяц.
СОИ или содержание общего имущества до 2017 года называлось общедомовые нужды (ОДН). Это, к примеру, плата за освещение подъездов, мытье полов, полив травы и кустарников во дворе.
ПЗУ можно расшифровать как переговорно-замочное устройство или переговорно-запорное устройство. Проще говоря, это домофон. Иногда платежки на его содержание приходят отдельно от счетов за жилищно-коммунальные услуги.
Графа «Общедомовые нужды», сокращенно ОДН, массово встречалась в счетах до 2017 года, пока ее не заменили на содержание общедомового имущества — СОИ. ОДН это тоже затраты на поддержание в общих территорий (подъездов, дворов, лестничных площадок) в цивильном виде. ОДН отличается тем, что является коммунальной услугой, а СОИ — жилищной. Замена произошла для удобства управляющих компаний. ОДН сохраняются в небольших домах с самоорганизованными группами жильцов и в ситуациях, когда способ управления не реализован.
Монтаж и техническое обслуживание узла учёта теплоэнергии (УУТЭ) обычно оплачивается частями, так как это дорогое оборудование. Оно ведет учет теплоэнергии. Сумму определяет не управляющая компания, а предприятие тепловых сетей.
В пункт «Дополнительные системы кабельного программного ТВ» (ДСКПТ) входит оплата за техническое обслуживание общей телеантены с расширенным диапазоном телеканалов.
Проектирование отопления, вентиляции и кондиционирования (ОВК) позволяет сделать инженерные системы более энергоэффективными, а также снизить затраты на их эксплуатацию в будущем.
Автоматизированная противопожарная защита (АППЗ) — это датчики, которые предупреждают о задымлении и пожаре. Их установка и эксплуатация тоже требует денег.
АУР расшифровывается как административно-управленческая работа. По этой графе видно, сколько жильцы платят за работу управляющей компании. АХР в квитанции ЖКХ — это тот же АУР. Расшифровывается как административные и хозяйственные расходы.
«Общие приборы учета» (ОПУ), собственники платят за монтаж приборов учета потребления воды, электричества, газа и за предоставление прочих услуг, связанных с этим оборудованием.
ЭЛДТ обозначает дневной тариф на электроснабжение. В расчет берутся показания со счетчиков потребления электроэнергии в дневное время.
Под ТЭС подразумевается теплоноситель. Учитывается объем воды, израсходованной в качестве источника тепла.
Внутридомовое газовое оборудование (ВДГО), в этот пункт входит плата за техническое обслуживание газовых плит, водонагревателей, колонок.
Квитанциям присваивается индивидуальный номер, под которым скрываются данные об оказанных услугах и о периоде их предоставления. Это называется номер платёжного документа, сокращенно — ПД.
Это прием стоков, их транспортировка и очистка. Иногда жильцы путают водоотведение с водоснабжением, о котором речь пойдет ниже.
Это подача чистой воды, холодной и теплой.
Плата за горячее водоснабжение (ГВС) взимается с домов, которые подключены к централизованной системе. Если жильцы пользуются газовыми водонагревателями, то строчка ГВС в квитанции должна отсутствовать или быть нулевой.
Холодное водоснабжение (ХВС). Сколько воды использовали жильцы за месяц показывают общедомовые или собственные приборы учета.
Эта услуга появляется в счетах с началом отопительного сезона. Летом данный пункт в ЖКУ-квитанции отсутствует.
В 2018 году минстрой России обновил примерную форму платежки. Сведения в квитанциях стали более развернутыми. Так, затраты на СОИ были выделены в отдельный блок. Приведены сведения о штрафах УК или ТСЖ. Появились дополнительные поля для идентификатора квитанции и единого лицевого счета.
Так выглядит счет-фактура на оплату ЖКУ в здании, находящегося под управлением жилищно-строительного кооператива:
Квитанцию на оплату капремонта могут присылать отдельной платежкой, в ней должны быть указаны адрес дома, частная площадь, сумма взноса, дата формирования счета, банковские реквизиты и общие данные получателя средств.
Чаще всего взносы за капремонт указываются отдельной строкой в общей квитанции.
Внешний вид счет-квитанции отличается в зависимости от того, платит человек по нормативу или по показаниям счетчика, имеет готовую форму или вписывает данные вручную. Ниже приведены примеры:
Жильцы, которые установили в квартире индивидуальные счетчики, обычно платят меньше, чем прописано в нормативах потребления.
Показания счетчиков необходимо снимать раз в месяц. Управляющие компании рекомендуют делать это с 1 по 22 число.
Если собственник забудет отправить данные, то УК посчитает услуги ЖКХ по среднему значению счетчиков за последние три месяца. Если жильцы не будут подавать показания полгода, то долги будут начисляться по нормативу.
Гражданин, который нашел неверные расчеты в квитанции, вправе требовать перерасчета. Для начала необходимо оформить претензию в двух экземплярах: одна — для УК, другая остается у жалобщика. Сотрудник управляющей компании должен поставить метку на вашем документе о том, что претензия принята.
Следует сохранить платежный документ. Он пригодится, если УК не отреагирует на претензию и перерасчета придется добиваться через надзорные органы, прокуратуру или даже суд.
Чтобы уменьшить сумму в платежке, нужно попросить о перерасчете. Заявление направляется в ту организацию, которая рассчитывает квартплату. Это может быть местный расчетный центр или управляющая компания. Их контакты можно найти в квитанции.
Шаблон обычно есть на сайте УК, либо его могут предоставить по запросу. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие основания для перерасчета.
УК должна рассчитать сумму за пять дней с момента после подачи документа. Новая величина включается в счет, который должны прислать в следующем месяце.
Первый способ снизить сумму в платежке — установить счетчики потребления.
Второй метод подходит тем, кто уехал, например, в командировку, из-за чего квартира пустовала более пяти дней. Можно попросить управляющую компанию сделать перерасчет. Важное условие: такое право имеют только жильцы квартир, в которых не установлены счетчики из-за отсутствия технической возможности.
Перечень коммунальных услуг, на которые можно сделать перерасчет, ограничен. Нельзя изменить сумму, например, за отопление, за услуги по общедомовым нуждам.
Третий способ снизить суммы оплаты — обратиться за льготами и субсидиями. Существуют разные формы поддержки — государственные, региональные, местные. Чтобы выяснить, полагаются ли вам льготы и субсидии, следует обратиться в МФЦ, отдел соцзащиты населения или посмотреть на портале госуслуг.
Четвертый способ — соотнести количество прописанных жильцов с количеством по факту. Некоторые коммунальные услуги рассчитываются по средним нормативам потребления. То есть чем больше человек прописано, тем больше придется платить за вывоз мусора, за освещение в подъезде.