«Связи могут наладиться»: какими будут отношения Татарстана и Украины

«Связи могут наладиться»: какими будут отношения Татарстана и Украины

22 апреля 2019, 13:42ПолитикаСтанислав Шемелов
Накануне на Украине прошли выборы президента страны. По последним данным, с большим отрывом в выборах побеждает шоумен Владимир Зеленский. До 2013-2014 годов Татарстан активно сотрудничал с этой страной. Inkazan поинтересовался у экспертов, возобновится ли былой товарооборот между РТ и Украиной.

Глава Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев заявил Inkazan, что резкого возобновления сотрудничества между Татарстаном и Украиной не будет.

«Мы знали все палаты Украины. Мы тесно сотрудничали с ними. Нельзя нарушать связи с Украиной и ее промышленностью. Это для нас большой рынок сбыта. Очень неправильно, что эти связи были ограничены. Там всё «Дядя Сэм» шуровал. Будем надеяться, что будут положительные сдвиги, но резкого изменения не будет», - сказал Агеев.

Шамиль Агеев
Photo: business-gazeta.ru

Глава ТПП РТ рассказал, что помимо товарооборота крупной промышленности, Татарстан на Украину поставлял недорогую продукцию «Нэфиса», «Татспиртпрома» и «Красного Востока». Обратно шли сельскохозяйственные товары.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев в беседе с корреспондентом Inkazan также сообщил, что резких изменений в отношениях Татарстана (и России в целом) с Украиной после избрания Зеленского не будет. Однако Корнев сказал, что крупные татарстанские компании, такие как «Камаз», «Татнефть», КАПО, и «КВЗ», в будущем могут восстановить торговые отношения с Украиной.

«Новый президент проводит политику кругов, которые так или иначе определяли политику взаимоотношений. Может быть будут какие-то улучшения. Но там все решения проводятся с утверждением парламента, а парламент может упереться. Украина была нашим основным торговым партнером. Связи могут наладиться, но не быстро», - сказал аналитик.

Он также заявил, что остальной товарооборот между Татарстаном и Украиной будет зависеть от того, будет ли в Украине снят «российский заслон».

«Он [товарооборот] будет зависеть от того, будет ли снят заслон. Но Зеленский предвыборную программу строил за сохранение заслонов. Я думаю, что через полгода украинские бизнесмены начнут давить. Но сейчас ничего не изменится», - сказал Корнев.

Photo:wikimedia.org

Украина и Татарстан десятилетиями сотрудничали в сферах автомобилестроения, авиастроения и нефтепереработки. До событий 2013 и 2014 года («Евромайдан», референдум в Крыму) из Украины в Татарстан также поставляли продовольственные товары, черные металлы, трубы, механическое оборудование, электрические машины, бытовые товары.

Что касается нефтехимического сотрудничества, то в 2003 году крупнейший поставщик нефтепродуктов из РТ ОАО «Татнефть» создало первый международный проект, выбрав для этого Украину. Тогда официальными представителями «Татнефти» в Украине стали ТД «Полтаванефтепродукт» и «Харьковнефтепродукт». Год спустя там создали управляющую компанию ООО «Татнефть-Укрнефтепродукт». В 2012 году произошла реорганизация УК, после чего появилось ООО «Татнефть-АЗС-Украина». Год назад на территории страны насчитывалось 92 автозаправочных станций, 9 нефтебаз в Полтавской и Харьковской областях. Однако на данный момент часть этих объектов не эксплуатируется.

Photo:azs.tatneft.ru

Кроме того, до 2009 года Татарстан вместе с «Татнефтью» контролировал 55,7% акций крупнейшей на Украине нефтяной компании «Укртатнафта». Остальная часть принадлежала «Нафтогазу Украины» и структурам группы «Приват». В 2009 году по решению украинских судов доля татарстанских акционеров сократилась до нуля. В 2014 Международный коммерческий арбитраж постановил, что украинская сторона должна «Татнефти» 112 миллионов долларов за нарушение договора. Арбитражный суд Москвы объявил о закрытии дела между «Укртатнафтом» и «Татнефтью», но затем это решение было отменено.

Далее это дело отправили на рассмотрение в первую инстанцию. Киев отказался исполнять обязательства. В феврале этого года «Татнефть» подала 2 новых ходатайства о принудительном исполнении арбитражного решения против Украины.

В результате в феврале 2019 года Арбитражный суд Ставропольского края обязал взыскать с Украины 144 миллиона долларов в пользу ПАО «Татнефть». Таким образом, суд постановил привести в исполнение решение Международного коммерческого арбитража. Во время заседания представители украинской стороны просили отложить рассмотрение дела для изучения новых материалов, но суд отказал им в этом.

Татарстан и Украина многие годы эффективно сотрудничали в авиапромышленном секторе. В 2011 году глава РТ Рустам Минниханов заявлял, что тысячи машин производства Казанского вертолетного завода снабжены двигателями украинского предприятия «Мотор Сич». В Татарстане также планировали создать совместное производство военно-транспортного самолета Ан-70.

Photo:wikipedia.org

Так, в середине ноября 2012 года была определена производственная кооперация при производстве самолёта. Сборку модернизированного Ан-70 решили производить на КАПО им. Горбунова в Казани. До конца 2012 года на прототипе Ан-70 провели модернизацию бортового оборудования, перепроектировку винтов, установили новую оптико-электронную систему и так далее.

КАПО им. Горбунова
Photo:tupolev.ru

В апреле 2014 года ГП «Антонов» завершило совместные государственные испытания модернизированного Ан-70. Самолет был рекомендован к серийному производству. Но сразу же после этого правительство Украины объявило о прекращении военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией, а в августе 2014 года был установлен запрет на поставки в Россию продукции военного и двойного назначения.

В разные годы на территории Татарстана действовали украинско-татарские предприятия, такие как «Идель-Таврия», «Татарстан-Украина», «Ост-Норд». Компании занимались розничной торговлей и ремонтом электроприборов. Однако на сегодняшний день они ликвидированы.

До 2014 года на Украину ежегодно поставлялись автомобили «Камаз». Однако «в связи с непростой ситуацией в стране», спрос на какие-либо автомобили в Украине прекратился. В марте ПАО «Камаз» объявил о прекращении поставок грузовиков на Украину. «Прекращение экспорта также связано с девальвацией гривны и сложной политической обстановкой. В этих условиях поставлять машины на склад нет никакого смысла», - заявили тогда в ПАО «Камаз». Это составляла 1,5 % от общего числа продаж компании. В ПАО «Камаз» сказали, что ничего критического в прекращении поставок грузовиков на Украину нет.

Photo:kamaz.ru

В этом году правительство Украины окончательно закрыло выход на рынок товаров, которые производятся в РФ. Решение было принято в ответ на запрет ввоза из Украины молока, тракторов, гравия, спирта, вина, бумаги, обоев, шоколада и других товаров.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter