Posted 23 июля 2021, 12:33
Published 23 июля 2021, 12:33
Modified 20 августа, 15:46
Updated 20 августа, 15:46
И вот, впервые за это время, предправления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрия Конов дал большое интервью изданию из Республики. Подробный материал в двух частях был опубликован газетой «Реальное время» сразу после одобрения сделки Федеральной антимонопольной службой.
Теперь, когда вероятность сделки видимо уже близка к 100%, Дмитрий Конов в деталях рассказал о ее предпосылках и предыстории, ответил на волнующие жителей республики вопросы о судьбе местных предприятий и обозначил позицию компании по вопросам кадровой и социальной политики.
InKazan подробно изучил интервью топ-менеджера СИБУРа, и приводит наиболее важные ответы на самые актуальные для региона темы.
История сделки
В интервью Дмитрий Конов рассказал, что объединение ТАИФа и СИБУРа является взаимовыгодным и назревало достаточно давно — обе стороны раздумывали о нем более десяти лет и в начале 2021 года пришли к такому решению на фоне объективной выгоды для компаний и учитывая мировой тренд на консолидацию нефтегазохимической отрасли.
«Мы работали в режиме очень частых встреч и обсуждений этих основных условий», — рассказал Конов. По его словам, с апреля этого года началась активная работа с подписанием ключевых условий сделки. В объединении обе стороны разглядели большое количество перспективных точек взаимодействия, в первую очередь — направленных на увеличение эффективности производства.
Конов отметил, что акционеры обеих компаний рассчитывают вырастить глобального лидера нефтехимии. Заключенная сделка предполагает создание большого холдинга, который будет иметь большое влияние на мировом рынке и войдет в Топ-5.
«Слияние наших существующих активов и проектов создает хорошую платформу для того, чтобы на ней вырастить российскую нефтехимическую компанию, которая была бы одним из глобальных лидеров — вошла бы в пятерку крупнейших нефтехимических бизнесов», — отметил топ-менеджер.
Также Конов объяснил важный вопрос дальнейшей структуры принятия решений по производству в Татарстане.
По словам бизнесмена, ТАИФ останется отдельным юридическим лицом, однако изменения коснутся совета директоров компании — в него также войдут акционеры СИБУРа. После этого руководители объединенной компании будут совместно принимать решения исходя из эффективности и целесообразности возможных проектов.
Эффект от объединения
Большая часть интервью Дмитрия Конова была посвящена образующемуся в результате сделки увеличению операционной эффективности обеих компаний. По его словам — компании работали на разной сырьевой базе, имели разные бизнес-модели, что с одной стороны могло привести к перенасыщению рынка по некоторым направлениям, а с другой — выгодно дополняет производство обеих компаний.
Объединение производств в единую компанию позволит качественнее перераспределять сырьевые потоки, оптимизировать производственные процессы и лучше выстраивать логистику. Сочетание сильных компетенций в переработке легкого сырья (СИБУР) и более тяжелой нафты (ТАИФ) даст возможность после сделки оптимально распределить процессы как на действующих производствах, так и с точки зрения перспективных проектов, избежать нерационального использования ресурсов.
«Такое правильное, оптимальное распределение, в том числе и будущих проектов, между большим набором производственных площадок в периметре одной компании — это тоже синергия. Я говорю о возможности реализации более эффективных проектов в правильном для них месте и условиях», — заявил Дмитрий Конов.
Текущие планы
Кроме долгосрочных и стратегических планов, топ-менеджер СИБУРа поделился не менее важными подробностями проектов, которые планируется реализовать уже в ближайшее время.
Одним из наиболее волнующих вопросов в этом контексте оставалась действующая инвестиционная программа ТАИФа. Дмитрий Конов заверил, что ее реализация продолжится.
«Программа ТАИФа — это проекты, которые и хочется, и стратегически правильно будет реализовать», — отметил Конов. По его словам, в этом нет никаких сомнений. Более того, то что эта программа достаточно обширна и в разной степени, но уже проработана, было для СИБУРа весомым аргументом в пользу сделки. Поэтому можно не сомневаться, что объединенная компания продолжит реализацию имеющихся планов, и это же отдельно зафиксировано в соглашении между компаниями.
Также Конов рассказал о планах по организации сырьевого и логистического обеспечения татарских предприятий — Казаньоргсинтеза и Нижнекамскнефтехима. По словам Конова, новая компания будет активно использовать этиленопровод между Казанью и Нижнекамском, пропускная мощность которого соответствует планам компании и этанопровод «Оренбург — Казань», который позволит реализовать планы по расширению объема поставок на КОС.
В то же время за периметр сделки выйдет нефтепереработка, развивать этот сегмент в как часть бизнеса объединенной компании партнеры не планируют. Таким образом взаимодействие с ТАИФ-НК, который сейчас поставляет ТАИФ для переработки прямогонный бензин, будет вопросом исключительно долгосрочных контрактов.
В перспективе, по мере реализации новых проектов и роста потребности как в поставках сырья, так и в вывозе готовой продукции, объединенная компания не исключает и возможных инвестиций в развитие инфраструктуры.
«Эта тема связана с необходимостью развития и железных и автомобильных дорог общего пользования и определенной части инфраструктуры в виде мостов. Думаю, что мы — и ТАИФ, и СИБУР, будем вместе работать в этом направлении», — отметил господин Конов.
Совместный быт
История обеих компаний показывает, что они всегда придерживались разных подходов к организации производства, и для этого есть объективные причины: различия в сырьевой базе, географическое расположение, итоговый продукт. Тем не менее непохожесть предприятий создаст дополнительные точки роста и усиления после объединения, уверен Конов.
Последние несколько лет СИБУР активно модернизировал объекты и строил мощности с изначально высоким уровнем автоматизации. Такой подход экономически эффективнее, хотя и сужает до какой-то степени продуктовую линейку. ТАИФ, в свою очередь, выпускает куда больше узкоспециализированной продукции, что требует большего человеческого ресурса, и является более консервативным в вопросах кадровой политики.
В описании Конова основная разница в векторах развития компаний по отдельности друг от друга до сих пор выглядела так: СИБУР делает ставку на масштаб и глобальную экспансию, а ТАИФ — на специализацию.
«Чем выше уровень автоматизации, тем больше поток информации, которую необходимо обработать, и на ее основе принимать решения. Соответственно, тем выше необходимость в организации повышения квалификации наших операторов. Это создает необходимость иметь персонал совершенно другого, по сравнению с более ранними периодами, уровня подготовки», — описывает Конов подход СИБУРа к повышению эффективности и производительности труда, одним из следствий которого является оптимизация численности сотрудников.
При этом Конов подчеркнул, что под копирку переносить такой подход к работе на предприятия ТАИФ не предполагается. «Так не получится, мы уважаем производственную культуру ТАИФа и считаем ее результативной. Но, думаю, что у нас есть в этом направлении положительные наработки, которыми мы можем поделиться», — отметил Конов.
Один из примеров, которые привел Конов, — вывод за периметр многих предприятий СИБУРа сервисных подразделений, что привело не к сокращению, а к перетоку кадров. Вместе с сохранением, де-факто, объема работ, к которым такие специалисты привлекались непосредственно на производстве, это дало возможность образовавшимся компаниям конкурировать за внешние заказы.
Топ-менеджер добавил, что любая будущая трансформация будет направлена лишь на повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке, и при этом будет учитывать потребности каждого из отдельно взятых проектов.