Posted 24 декабря 2021,, 09:27

Published 24 декабря 2021,, 09:27

Modified 18 сентября 2022,, 14:34

Updated 18 сентября 2022,, 14:34

«Это должно было случиться»: что Госдума готовит муниципалитетам

24 декабря 2021, 09:27
Депутаты Госсовета Татарстана рассмотрели законопроект Клишаса-Крашенинникова 2.0. Если с судьбой высших эшелонов республиканской власти определились в его первой версии, которая вступит в силу в 2022 году, то будущее муниципалитетов еще предстоит решить. Но уже очевидно: Татарстан не повторит историю протеста.

О законопроекте татарстанским депутатам рассказал глава комитета Госсовета по законности и правопорядку Альберт Хабибуллин. Во вступительной речи он апеллировал к принципу единства публичной власти, то есть «согласованным действиям различных уровней публичной власти как единого целого во благо граждан.

Что предлагает законопроект?

Во-первых, сокращение видов муниципальных образований и переход к одноуровневой системе организации местного самоуправления. Так, предполагается, что в основе формирования органов власти будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению. Документ устанавливает три вида муниципальных образований: городской округ (Казань и Набережные Челны), муниципальный округ (43 района Татарстана), города федерального значения (их в республике нет).

Городские и сельские поселения упраздняются. При этом в отдельных населенных пунктах сохранится институт старост и территориального общественного самоуправления. Структура органов местного самоуправления останется неизменной: представительный орган (Дума или Совет), глава, исполкомы и другие органы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования избирается либо на выборах, либо Думой или Советом — сейчас в Татарстане практикуется второй вариант. Законопроект предполагает еще один: глава региона может представить своих кандидатов, из которых представительный орган должен выбрать одного. Глава, избранный из состава Думы или Совета, может возглавить либо представительный орган, либо администрацию. Третьего не дано.

«В нашем случае избранный глава сохраняет депутатские полномочия и законно становится руководителем представительного органа. В этом варианте законопроекта однозначно утверждается, что избранный глава слагает депутатские полномочия, но при этом остается руководителем представительного органа. Мы считаем, что это в какой-то степени нонсенс», — заявил Хабибуллин, отметив, что Татарстан в свое время добился узаконивания действующей на его территории системы.

Во-вторых, законопроект увеличивает ответственность муниципальных руководителей перед главами регионов. Они могут быть отправлены в отставку за систематическое недостижение показателей эффективности. Тогда руководитель региона может обратиться в Думу или Совет с предложением уволить мэра или главу администрации. Он же может объявить предупреждение или выговор.

«Мы предполагаем, что у нас будет возможность сохранить или создать таким образом нарезки избирательных округов, чтобы сельское население имело возможность максимально иметь своих представителей в депутатском корпусе муниципального образования», — сказал Хабибуллин. Сейчас поселки имеют равное представительство — по 2 человека, вне зависимости от численности живущих на территории избирательного округа. Госсовет хочет сохранить этот принцип.

Законопроект устанавливает сроки полномочий для муниципальных депутатов и чиновников — 5 лет. Объем полномочий должен быть равным для всех, часть обязанностей на местные власти может возложить региональное руководство. Предполагается, что это позволит избежать путаницы в вопросе кто за что отвечает.

«В нашей республике полномочия органов местного управления сохраняются до сентября 2025 года, то есть до окончания срока полномочий. При их истечении муниципальный район преобразуется в округ, район и поселения, входящие в его состав, упраздняются», — сказал Хабибуллин.

Что думают депутаты?

Хабибуллин заметил, что торопиться с принятием законопроекта не стоит: он предложил рассмотреть его в Совете при президенте России по развитию местного самоуправления, Совете Федерации и других органах, привлекая к обсуждению представителей регионов. Несмотря на то, что часть положений документа депутатам не понравилась, риторика в их обсуждении была более мягкой, чем в случае с предыдущим законопроектом Клишаса-Крашенинникова.

«В Татарстане действует эффективная, оправданная на практике, созданная под руководством первого президента Минтимера Шаймиева, укрепленная и развивающаяся действующим президентом Рустамом Миннихановым система и структура местного самоуправления. Поэтому мы считаем, что опыт Татарстана может и должен быть учтен при рассмотрении поправок к данному закону», — сказал Хабибуллин. Если опыт не учтут, то республике предстоит серьезно изменить свое законодательство.

Слово хотели взять и другие депутаты, но их прервал глава Татарстана Рустам Минниханов. После его речи спикер Госсовета Фарид Мухаметшин решил не давать высказаться другим членам парламента. Он попросил их готовиться к дискуссиям в рамках рабочей группы, которая будет создана для рассмотрения законопроекта.

Что говорит Минниханов?

«По большому счету, это должно было случиться. Это абсурдно: двухуровневой системы муниципалитетах в мире нигде нет. Другое дело, понятно, все это потребует каких-то действий», — сказал Минниханов. По его словам, татарстанская система управления работает, но «она очень сложная». Впрочем, глава региона отметил, что власть в республике опирается на районы — поэтому к их формированию нужно подойти ответственно.

«Сегодня какие-то обсуждения не нужны. Наша позиция — поддержать этот закон. Он нужен. И уже в процессе внести наши пожелания, которые, нам кажется, были бы полезны», — заявил Минниханов.

Отзывы и замечания к документу предстоит отправить до 19 января 2022 года, 26 января их рассмотрит Госдума. Законопроект может вступить в силу в начале 2023 года с переходным периодом до 2028 года. За одобрение законопроекта проголосовали 78 татарстанских депутатов, 8 воздержались.

Рассмотрение законопроекта Клишаса-Крашенинникова версии 1.0 прошло более бурно: Госсовет впервые за долгое время не согласился с позицией федеральных законодателей. Впрочем, депутаты Госдумы от Татарстана не выступили против единым фронтом. В декабре 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон. Согласно ему, Татарстан лишится «президента», а федеральный центр сможет участвовать в формировании органов исполнительной власти.

"