Posted 29 декабря 2021, 08:26
Published 29 декабря 2021, 08:26
Modified 18 сентября 2022, 14:37
Updated 18 сентября 2022, 14:37
В социальных сетях периодически появляются жалобы на водителей такси, которые неприветливо себя ведут или просто не понравились пассажирам из-за стиля езды или запаха в салоне.
Однако у таксистов также есть претензии к клиентам. Одной из них являются неоплаченные поездки. Водитель из Самары Алексей пожаловался, что таксисты «никак не защищены», а в это время пассажиры «творят, что хотят», пишет »Лента.ру».
Мужчина рассказал, что у клиентов много способов, чтобы лишить водителя заработка. Пассажиры либо выскакивают из машины, не оплатив поездку, либо говорят, что у них не хватает наличных, предлагая перевести деньги на карту или телефон, однако они так и не поступают на счет. Для этого даже создавали бота в Telegram.
По словам таксиста, проблемы с оплатой в основном возникают у молодежи, в том числе у девушек, которые «стали понаглее». Недавно пассажирка час сидела в машине Алексея и уверяла, что таксисту вот-вот переведут деньги, при этом сама не платила. Денег водитель в результате так и не дождался.
«Мне кажется, она специально провоцировала меня на грубость, чтобы потом составить жалобу. <…> За этот час я успел бы выполнить еще пять заказов. Я все могу понять, ситуации бывают разные, но почему страдать должны таксисты. Что я принесу домой после такой смены?!» — сказал водитель.
Собеседник предложил принимать у таких пассажиров только оплату безналичным расчетом. Такая функция, к примеру, недавно появилась у сервиса «Яндекс.Такси». Клиент не сможет выбрать оплату наличными, если до этого у него были неоплаченные поездки. По данным издания, каждый седьмой российский таксист сталкивается с неоплатой поездки пассажиром.
Водитель Евгений из Казани рассказал Inkazan, что такие случаи бывают чаще всего по вечерам и ночам. «Зайцы» рассчитывают на то, что уставшие таксисты просто «забьют» на них и уедут по своим делам. Также попадаются пассажиры, которые выбирают оплату «безналом» по карте, на которой не хватает денег, в этом случае водителю также не приходят деньги.
При этом клиентам за это ничего не грозит, так как по Гражданскому кодексу агрегатор может подать на неплательщика в суд для взыскания долга. Однако на практике такое не происходит, так как для фиксации правонарушения необходимо задержать пассажира в автомобиле, вызвать полицейских, которые оформят протокол.
Пока пройдут все бюрократические процедуры для регистрации правонарушения, таксист не сможет выполнить десяток вызовов, потеряв еще больше денег. Помимо этого, водители не могут удерживать пассажира силой, угрожать расправой и наносить травмы, так как это карается уголовным делом. Таксистам легче и выгоднее отпустить горе-клиента.
Еще один водитель из Петрозаводска по имени Дмитрий рассказал, что сложно доказать неоплату поездки при наличном расчете. В одном случае у мужчины даже списали комиссию за заказ, хотя пассажир не заплатил.
Таксист Андрей из Ростова-на-Дону поведал еще об одной схеме пассажиров — они едут целой группой, людей надо доставить по разным адресам, а у последнего не оказывается денег для оплаты. Он говорит, что поднимется в квартиру, чтобы вынести деньги, но не возвращается. На практике этот клиент не возвращается, а водитель остается без денег.
«Это необязательно какие-то алкоголики и наркоманы. Встречаются и мамы с детьми: например, сказала, что отведет ребенка на занятия и сразу вернется, а сама уходит через другую дверь. И просто молодежь, у которой денег нет, а ехать надо», — рассказал таксист Сергей из Челябинска. По его словам, агрегаторы ищут способы по защите водителей.
Одним из вариантов решения проблемы является введение черных списков для пассажиров, которые не оплачивают поездки. Однако сервисы не могут на это пойти из-за высокой конкуренции на рынке — клиент уйдет к другому агрегатору и продолжит вести себя неподобающе. Поэтому сервисы работают над созданием условий, которые не позволяют клиентам не платить за поездки.
В Яндекс.Такси внедрили специальный алгоритм, который автоматически предсказывает, в каких поездках может быть риск неоплаты. Если у пользователя уже были неоплаченные поездки, алгоритм сервиса может определить его как потенциального «зайца». У такого пользователя в следующей поездке не будет возможности выбрать наличные как способ оплаты. Он сможет оплачивать поездки только картой. А если на карте недостаточно средств, поездка не состоится.
Эти ограничения автоматически снимаются с пользователя, когда он достигает определенного порога по успешно оплаченным поездкам за безналичный расчет.
«Представьте, что вы — водитель такси. К вам в машину садится пользователь, вы мило беседуете с ним в дороге, человек очень приятный. В конечной точке он спохватывается, что забыл бумажник на работе. Просит вас подождать, пока он сходит домой и принесет оплату. Через 20 минут ожидания вы понимаете, что никакой оплаты за поездку не последует. Да еще и потеряно драгоценное время, за которое можно было бы сделать новый заказ. Такие ситуации, очевидно, раздражают водителей» — комментирует цель разработки руководитель проектов по безопасности Яндекс.Такси Екатерина Гладких.