Posted 30 августа 2017,, 06:00

Published 30 августа 2017,, 06:00

Modified 11 сентября 2022,, 18:22

Updated 11 сентября 2022,, 18:22

Политолог о Дне республики: Праздновать сейчас, конечно, нечего

30 августа 2017, 06:00
Татарстан сегодня в 27-й раз отмечает День республики. Inkazan опросил экспертов: общественных деятелей, политиков и политологов.

Татарстан отмечает День республики с 1991 года. За год до этого – 30 августа 1990 года – Верховный Совет республики принял декларацию о государственном суверенитете Татарской ССР. 29 августа 1991 года было принято решение объявить 30-ое число нерабочим праздничным днем. В 90-ые годы на праздник в Казань неоднократно приезжал президент страны Борис Ельцин.

Спустя 27 лет со дня принятия декларации о суверенитете, политическая подоплека праздника позабыта. На протяжении более чем 10 лет для татарстанцев 30 августа – это просто повод отдохнуть, для жителей районов – приехать в столицу на массовые гуляния. В Казани 30 августа отмечают двойной праздник – День города и День республики. По традиции, в этот день с обращениями к жителям республики выступает глава региона, к горожанам – мэр Казани.

Масштаб гуляний в последние годы сократился, да и посещаемость тоже. Люди предпочитают заниматься своими домашними делами. На бесплатный концерт, который завершает культурную программу праздника, приглашают уже не таких именитых звезд эстрады. Например, в этом году в Казань приглашены Митя Фомин и Елка.

Политолог Аббас Галлямов в беседе с Inkazan высказал мнение, что у Татарстана нет в 2017 году нет повода для праздника.

«Праздновать сейчас, конечно, нечего. Федерализма, как системы отношений между центром и регионами, в рамках которой устанавливаются предметы ведения, по которым регионы осуществляют собственное, независимое от федерации, регулирование, в России сейчас нет. Отказавшись продлять договор с Татарстаном, Кремль поставил в этом вопросе окончательную точку. Россия теперь унитарное государство. Все, что остаётся делать, это плясать татарские пляски и петь татарские песни, делая вид, что политического измерения у вопроса никогда не было», - сказал Галлямов.

Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев заявил Inkazan, что для него и многих его знакомых День республики – «событие огромного значения». Он напомнил, что в 90-ые годы на улицы Казани праздновать День республики выходили до 400 тысяч человек. «Сейчас будет несколько иначе, но все равно будет», - сказал он.

Татарстан, сказал Валеев, всегда хотел занять достойное место на карте страны и в ее истории, экономике и культуре. Право на это, по словам эксперта, у региона было. В 30-ые годы Иосиф Сталин постановил, что получить статус союзной республики могут только те субъекты СССР, которые граничат с иностранными государствами, напомнил Валеев.

«Статус автономной республики не соответствовал ни возможностям, ни потенциалу, ни потребностям Татарстана: 2% собственности были на балансе предприятий республики, Конституция пришла для всех субъектов одинаковая из Москвы, - совершенно бесправное было образование. И это не помешало выкачать 2-3 млрд тонн нефти, запрягать на работу татарстанцев. В годы войны только на одном заводе Татарстана было выпущено только одной марки самолетов-штурмовиков 10 тысяч штук. Как только появились признаки демократии, Татарстан захотел повысить статус до союзной республики, чтобы республика была не ниже, чем Литва, Эстония или Кыргызстан», - сказал Валеев.

В союзных республиках, сетует Валеев, были совсем другие образовательные и культурные учреждения, присутствовали элементы национальной самобытности: «насколько это было возможно». В советские годы уровень жизнь в Татарстане был существенно ниже, чем у соседей.

«В 70-80-ые Башкирия гремела, была более богатой. У нее были нефтехимические заводы - доходов у нее было больше. А Татарстан, Казань отличали запущенные дома, грязные улицы: тоска зеленая была!» - сказал Валеев.

Татарстан, по словам общественного деятеля, принял декларацию о суверенитете вслед за Россией. Регион, по мнению Валеева, имеет полное право на то, чтобы считаться особым, поскольку является, по сути, методическим центром для второго по численности народа в РФ – татар. Положение Татарстана сейчас Валеев охарактеризовал словами «худо-бедно».

«Вот сейчас худо-бедно. Если у нас самое главное не отберут бюджетоприносящие отрасли и предприятия - нефть и нефтехимию, если даже в очень усеченном виде, процентов на 30, полномочия будут…», - сказал Валеев.

Подписание декларации о суверенитете эксперт назвал реальным шагом к федерализму. « То, что сейчас это начали усекать, возвращаться к унитаризму, авторитаризму, вертикальной системе советских времен – это печально. Можно сказать, что это гибель для России», - сказал Валеев.

Депутат Госсовета РТ, директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов в беседе с Inkazan высказал мнение, что любой праздник, приуроченный к какому-либо достижению, поначалу пропитан духом победы, но со временем приобретает обыденность. Что и произошло с Днем Республики Татарстан, спустя 27 лет после того, как была принята декларация о госсуверенитете Татарской ССР.

«То, что сделали тогда, дало толчок, сформировалась определённая ментальность. Измерять – какие налоговые послабления были, а сейчас их нет, что же с договором, но в то время, под шум этого праздника, выросло целое поколение. Та молодежь, которая сейчас идет в экономику, политику, СМИ – это как раз то поколение. Оно впитало гордость да республику. Мы еще помним это приниженное состояние, когда у нас была автономия, мы жаловались на кухнях, а молодежь этого не знает, а просто гордиться республикой. Я думаю, это самое большое достижение. Я уж не говорю про экономику – все это было заложено в 90-ые годы. Мы не проедали деньги, а строили инфраструктуру», - сказал Хакимов.

Депутат Госсобрания Башкортостана Рамиль Бигнов заметил, что формально правовая часть для празднования Дня республики в Татарстане сейчас отсутствует. Но содержательная – сохранилась. Он назвал праздник символом «республики, которая состоялась». По его словам, для Башкирии и других субъектов Татарстан служит ориентиром, как динамично развивающийся регион. Это, сказал он, хорошо замечают татары, живущие, как он сам, за пределами Татарстана.

«То, что было заложено в период принятия декларации о суверенитете и в последующие годы, показало абсолютную жизнеспособность принятых решений. С одной стороны, они сохранили, в целом, Россию, как государство, с другой – позволили республике в новых условиях очень результативно стартануть», - сказал Бигнов.

Заместитель Законодательного собрания Нижегородской области Владислав Егоров отметил, что памятные даты каждый народ вправе определять для себя сам, решая, что является частью его истории.

«Правда, немало и ошибочных примеров, которые потом исправляются самим ходом событий. Я думаю, что в истории российского народа, частью которого является татарский, немало дат, которые не разъединяют эти культуры, а объединяют их. И мне кажется правильным было бы искать больше таких дат, которые подчеркивали бы единство всех народов, населяющих Поволжье и страну. Я не говорю, что сугубо национальные или религиозные праздники всегда разъединяют, нет, это не так. Они могут подчеркивать национальную самобытность, передавать эстафету исторической памяти от поколения к поколению. Это все необходимо. Но преобладать, я считаю, во всех республиках, краях и областях должно центростремительное начало, стремление сохраниться в качестве единого культурного целого России», - сказал Егоров.

«Федерализм – это не остаивание чьих-то частных интересов против интересов целого, это многообразие интересов целого», - заявил Inkazan политолог Максим Шевченко. Он предложил воспринимать День суверинитета Татарстана, как День федерализма в России.

«Татарстан является фундаментом федеративных отношений. Мне кажется, не надо замыкаться только на интересах Татарстана. Суверенитет Татарстана немыслим без подлинных федеративных связей, без Российской Федерации. Мой совет – я бы отмечал день Татарстана, помимо того, что это день татарского народа, русского и других, еще и как день федеративных отношений. Я бы проводил в этот день какие-то конференции и семинары, связанные с ними. Мне кажется, что вопросы федерализма нужно выводить с какого-то местного уровня, где они воспринимаются, как защита интересов региональных элит, на федеральный», - сказал Шевченко.

"