Posted 30 августа 2018, 12:19
Published 30 августа 2018, 12:19
Modified 17 сентября 2022, 15:22
Updated 17 сентября 2022, 15:22
До приезда чиновников было больше часа, а казанцы уже начали стягиваться к закрытой на тот момент станции. Церемония началась раньше намеченных 11 часов, однако работники метрополитена в пиджаках и плотных рубашках, успели, впрочем, как и горожане, устать стоять под палящим солнцем. Ведущий то и дело просил зрителей отодвинуться от входа. Но с приездом первых лиц все требования забылись. Главу республики Рустама Минниханова, мэра Казани Ильсура Метшина и госсоветника РТ Минтимера Шаймиева со всех сторон обступили люди, повыше поднимая телефоны и пытаясь заснять высокопоставленных гостей.
«Очень приятно, что в праздник города и республики мы открываем новые объекты. Только что посетили музей Тукая, сейчас вот на новой станции метро. Конечно, город наш должен быть комфортным, очень много внимания уделяется общественным пространствам, дворам, дорогам», - обратился с приветственным словом к горожанам Минниханов.
Глава РТ отметил, что к работам по второй ветке метро уже приступили, несмотря на финансовые сложности.
«Тем не менее, тихо-тихо и эту задачу решим», - добавил лидер республики.
Метшин сказал, что столица Татарстана – один из немногих городов России, где продолжается строительство подземки.
Затем глава компании-гендподрядчика работ «Казметростроя» Марат Рахимов передал символичный ключ от новой станции гендиректору МУП «Метроэлетространс» Асфану Галявову.
После торжественной церемонии первые лица республики и города вместе с первыми пассажирами проехались на поезде. Желающих прокатиться с новой станции оказалось слишком много. Вход в «Дубравную» опять закрыли - правда, на время. Примерно минут через 5 туда могли войти все желающие.
«Дубравная» следует традициям, которые уже установились в казанском метрополитене: станцию оформили лаконично. Из украшений разве что столбы, покрытые металлическими пластинами, и напоминающие футуристичные деревья. Местные жители рассматривали их с интересом, а многие даже фотографировались и снимали на видео. Некоторые зашли в метро специально, чтобы оценить новинку. Кто-то пропускал свой поезд, разглядывая убранство станции.
При входе пассажиров встречают привычные уже сотрудники полиции и детекторы. Новая станция, следуя веяниям прогресса, ориентируется на продажу жетонов при помощи терминалов. Журналистам тут же показали, как работает лифт для маломобильных граждан.
Казанский метрополитен сейчас состоит из одной ветки протяженностью 8,4 км, на ней расположено 10 станций. Станция «Дубравная» завершила строительство первой линии.
Всего на строительство участка линии от «Проспекта Победы» до новой станции республика выделила 5,2 млрд рублей. «Дубравная» когда-нибудь может стать пересадочной на вторую линию метрополитена, которая будет включать в себя 12 станций протяженностью 20 км.
Уже сложно сказать, сколько раз переносили сроки открытия "Дубравной". Только в этом году называли четыре даты: День Победы, День России, ЧМ-2018 и День республики.
После того, как открыть «Дубравную» к декабрю прошлого года не получилось (а такие прогнозы тоже звучали), мероприятие отодвинули больше, чем на 4 месяца – на 9 мая. Мэр Казани весной посещал стройку и требовал ускорить темпы. Тогда сообщали, что основной объем строительства завершен и остались только пуско-наладочные работы и благоустройство территории, в День Победы открытие так и не состоялось.
Следующий дедлайн установили на 12 июня. В мае Минниханов и Метшин посетили объект и проехали на метро. Похоже, с апреля к тому моменту ход строительства не очень продвинулся: на станции до сих пор велись пуско-наладочные и тестовые работы. На той же встрече генеральный директор АО «Казметрострой» оправдывался затяжной весной и пообещал, что к чемпионату мира по футболу (напомним, мундиаль стартовал 14 июня, первый матч в Казани состоялся 16 июня) все будет готово. Но и в эти сроки уложиться не удалось.
Говорили о затянувшемся благоустройстве территории. Весной на месте строительства было поле грязи, как на этапе запуска тоннелепроходческого комплекса в 2015 году. Сейчас подходы к станциям замощены асфальтом и брусчаткой. Особой красоты не наводили. Стоят несколько вазонов с цветами. Газонов нет. По чернозему уже начали ходить пешеходы, так что земля скоро окажется на тротуарном покрытии, а осенние осадки превратят ее в месиво.
За несколько месяцев до открытия общественный интерес к новой станции подпитывали небольшими новостями. Например, что на «Дубравной» проезд можно будет оплатить бесконтактактным способом, а также, что здесь будет работать система видеонаблюдения с распознаванием лиц.
В июне казанский исполком опубликовал названия станций первого участка второй линии метро. За «Дубравной» должны будут последовать станции «Фучика», «10-й микрорайон», «100-летие ТАССР» и «Академика Сахарова». В следующем месяце было подписано постановление по второй ветке.
За три дня до самого события появилась информация об открытии станции. На этот раз о мероприятии объявили не так громко: журналисты узнали об этом из расписания мероприятий с участием главы Татарстана.
АО «Казметрострой», который на 100% принадлежит Комитету земельных и имущественных отношений Казани, регулярно становился ответчиком по искам за различные долги. В суд обратилось УФНС по РТ, сумма требований составила около 203 млн рублей. В конце августа о намерении добиться банкротства компании заявил «Московский Метрострой». Согласно информации на Федресурсе, столичная компания обнаружила у «Казметростроя» признаки банкротства. Подробности возможного иска не уточняются, но известно, что обе организации вели работы в московском метро.
Финансовые проблемы «Казметростроя» и срывы сроков по «Дубравной» могут быть связаны с ПСО «Казань». Ранее «Бизнес Online» со ссылкой на источник сообщил, что АО пришлось доделывать строительные работы за ПСО. Доля компании Зиганшина в контракте с ГИСУ по строительству станции – 2 млрд рублей. По информации собеседников того же издания ПСО «Казань» перебросила часть средств с казанских строек на строительство стадионы к ЧМ в Самаре и Саранске. Необходимо было расплатиться с субподрядчиками. Речь идет о сумме в 5-7 млрд рублей. На эту же мысль наталкивает фраза главы Госжилфонда Талгата Абдуллина на интернет-конференции «Бизнес Online»: «не все же за наш счет стадионы строить» в адрес ПСО. Напомним, судебные тяжбы по срывам сроков «Самара Арены» (была сдана последней из всех стадионов ЧМ) продолжаются до сих пор. Многострадальный стадион на этой недели отключили от электричества из-за долгов ПСО в 9 млрд рублей, скопившихся за полгода.
Напомним, что ПСО будет строить космодром "Восточный". Сумма инвестиций превышает 38 млрд рублей. Гарантом того, что компания Равиля Зиганшина исполнит свои обязательства стало руководство Татарстана.
Разговоры о сроках строительства второй линии метрополитена власти стараются обходить стороной. В мае главный архитектор города Татьяна Прокофьева заявила, что Казань не откажется от этой идеи - такая возможность будет заложена в генплане города. Но есть сложности: появление второй ветки возможно только при условии федерального финансирования.
Дело в том, что казанский метрополитен невыгоден из-за низкого пассажиропотока и малой загрузки станций. Это подтвердил и руководитель группы разработчиков генплана, первый замдиректора ГАУ «Институт генплана Москвы» Олег Григорьев. Эксперты не считают нужным до 2035 года развивать метро, так как оно всегда будет дотационным проектом. Так, при возможности перевозить 45-50 тысяч пассажиров в пиковые часы казанские подземные поезда обслуживают лишь 5 тысяч человек.
Сейчас метро пользуется в среднем 120 тысяч человек в сутки. Ранее ожидалось, что с открытием каждой новой станции пассажиропоток будет увеличиваться на 20-25%. Сегодня глава МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов назвал боле скромные цифры: увеличение на 5-6% (5-6 тысяч людей).
Получается своеобразный парадокс: метро хотят развивать, чтобы увеличить пассажиропоток, но не получается это сделать, потому что сейчас он слишком низкий. Какова эффективность открывшейся станции и что же будет со второй веткой, на данный момент неизвестно. Не считая "Дубравной", последний раз станции метро в Казани пускали в 2013 году. То есть разрыв составил 5 лет. Это беспрецедентная ситуация для казанского метрополитена. Раньше самый длинный разрыв между вводом станций составлял 3 года.