Posted 31 декабря 2019,, 15:02

Published 31 декабря 2019,, 15:02

Modified 17 сентября 2022,, 16:38

Updated 17 сентября 2022,, 16:38

Итоги года-2019: трансформация минцифры Хайруллина и Иннополис для Шайхутдинова

31 декабря 2019, 15:02
Редакция Inkazan подводит информационные итоги года, вспоминая о наиболее значимых событиях, которые освещались в новостях издания. Летом экс-мэр Альметьевска Айрат Хайруллин возглавил минцифры и принялся обновлять команду министерства. Иннополис перешел под ответственность его предшественника Романа Шайхутдинова.

В 2012 году, когда тогдашний министр связи Николай Никифоров ушел на работу в правительство страны, преемника выбирали между Хайруллиным и Шайхутдиновым, лобби последнего оказалось сильнее. В июне этого года на заседании Госсовета стало известно, что Хайруллин возглавит тогда еще министерство связи Татарстана. Это стало неожиданностью — ранее такие слухи не курсировали. Мэра Альметьевска уже приглашали в Казань — на должность министра экономики после ухода Артема Здунова в 2018 году, но он отказался.

Шайхутдинов остался вице-премьером, но без портфеля министра. Он курирует развитие Иннополиса — это решение согласовали с зампредправительства России Максимом Акимовым. Шайхутдинов входит в кадровый резерв президента страны и может получить федеральную должность. В декабре он принял участие в заседании набсовета, где озвучили планы по созданию союза «НейроНет-Центр-Иннополис». С тех пор он практически выпал из информационного поля.

На представление Хайруллина министерству Шайхутдинов не явился. Перед новым министром поставили несколько крупных задач и ряд нерешенных вопросов. Обжившись, Хайруллин начал обновлять команду: в июле и сентябре место работы по собственному желанию покинули заместители министра Дмитрий Вандюков и Тимур Зарипов, из минсвязи ушла и пресс-секретарь Анна Яковлева. В ноябре на должность заместителя пригласили Радика Гисмятова — выходца из МЧС.

Влияние минсвязи на ушедший под кураторство Шайхутдинова Иннополис начали снижать. В августе министерство исключили из числа учредителей университета наукограда, заменив его на минземимущества. Сейчас вторым совладельцем является федеральное минкомсвязи. Ведомство Хайруллина получило в нагрузку «цифровое развитие государственного управления», преобразовавшись в минцифры РТ. В Казанском Кремле это объяснили тем, что ведомству передали управление многофункциональными центрами (МФЦ).

В октябре вместе с замглавы минкомсвязи России Алексеем Волиным в Татарстане опустили рубильник «аналового» вещания, чтобы перейти в «цифру». Впрочем, сделать это планировали еще в июне, а перенос сроков малоубедительно связали с празднованием в Татарстане праздника Ураза-Байрам. На коллегии по итогам девяти месяцев Хайруллин в очередной раз сообщил, что сеть 5G появится в пяти районах, для коммерческого использования — не ранее 2020 года. Его подчиненные рассказали о нерешенных проблемах.

Комментарий аналитика ГК «Финам» Леонида Делицына:

О 5G

5G очень быстро станет сетью для населения, как только операторы найдут средства для того, чтобы такие сети построить. Это связано с тем, что в последние три десятилетия объем информации, который человечество использует и прокачивает через сети интернет, увеличивается на 60% каждый год. Поэтому любые стандарты рано или поздно перестают справляться с таким потоком данных, и время от времени все равно приходится и расширять полосу и увеличивать эффективность передачи данных.

Что касается применения 5G для нужд населения, это, например, дополненная реальность. Это что-то похожее на Pokemon Go. Это многопользовательские интерактивные игры, которые требуют обработки информации с целью создания изображения, близкого к натуральному. Мы пытаемся играть в такие игры с помощью устройств, которые у нас с собой — смартфоны, маломощные ноутбуки. Поэтому возникает идея перенести тяжелые вычисления в облако, а игрокам предоставлять уже готовую рассчитанную картинку.

Для этого нам нужны очень широкие каналы. Мы сможем использовать не очень мощные процессоры, но нам нужна очень мощная линия связи. Это позволит получать облачные услуги. Понятно, что играми такие услуги не ограничатся. Начнется все с игр, а потом перейдет, например, к оказанию телемедицинской помощи. Действительно, многие такие услуги пока еще не готовы. Но это не значит, что их не начнут быстро предоставлять, как только возможности для этого появятся.

Об Иннополисе

Я не знаю, будет ли уместно сказать, что Иннополис — своего рода инновационное лицо, Сколково для Татарстана. Удивительный университет, который построен на совершенно новых принципах, где работают сильные зарубежные ученые, что является редкостью для российских университетов, и где ведутся интересные научные проекты, куда вовлекаются аспиранты, студенты, молодые ученые и так далее. Это и технопарк, и технологический центр. В значительной степени это еще и имиджевый проект.

Республика заинтересована в его успехе не меньше, чем Россия в успехе Сколково. Основным драйвером и движущим лицом Сколково является премьер-министр, с которым мы связываем возникновение и развитие Сколково. Опасно подобные проекты передавать в ответственность ведомств. Ведомство не столько спрашивает, сколько отчитывается, очень редко может выступить инструментом развития.

И на этом фоне у министерства будут очень слабые позиции, чтобы отчитываться о развитии инновационных проектов. Его круг ответственности рассредоточен чтобы курировать новые, прорывные проекты. Гораздо лучше, чтобы этим занималось если не первое лицо, то, по крайней мере, топ-менеджер, государственный руководитель наиболее высокого уровня. Такой куратор должен обладать достаточно высокими полномочиями, он должен быть вправе не столько отчитываться, но и перед ним должны отчитываться.

"