Posted 8 ноября 2020,, 13:43

Modified 18 сентября 2022,, 11:01

Updated 18 сентября 2022,, 11:01

Гены и клетки памяти: 3 теории ученых о том, кто не болеет COVID-19

8 ноября 2020, 13:43
Из-за неизученности COVID-19 врачи по всему миру просят соблюдать повышенные меры санитарной безопасности. Но, как оказывается, есть люди, которые менее уязвимы к коронавирусу. И речь идет не про бессимптомников. Ученые выдвигают гипотезы и теории, кого не берет COVID-19.

Генетика

Наследственность может делать человека более предрасположенным к одним заболеваниям и защищенным от других. Предполагается, что у некоторых людей есть мутации в генах, не позволяющие им заразиться COVID-19. Вирус проникает в клетки через рецептор ACE-2, который отвечает в организме за водно-солевой баланс и артериальное давление.

У разных людей ACE-2 встречается в разных количествах, что и делает их более или менее уязвимыми к коронавирусу. А на количество влияет наследственность и еще некоторые факторы, например, прием лекарств. Сейчас эту тему изучают ученые из США, Канады, Индии и Сингапура.

Т-лимфоциты

Одним из перспективных считается исследование иммунных клеток памяти, или Т-лимфоцитов. Возможно, именно они формируют долгосрочный иммунитет, а не антитела, которые могут исчезнуть через некоторое время. Вообще Т-лимфоциты — это иммунные клетки, которые «ищут» и «обезвреживают» возбудителей или уничтожают уже инфицированные клетки.

Вирусологи из Страсбургского и Руанского университетов изучили образцы крови членов 7 семей, в которых были в общей сложности 9 заболевших и 8 контактных. Среди них был человек, у которого не было признаков болезни, и антител тоже не оказалось. Но нашлись Т-лимфоциты. Это позволило выдвинуть гипотезу, что некоторые люди, которые столкнулись с вирусом, не наработали достаточно антител, но получили Т-клеточный иммунитет. Стоит отметить, что выборка была слишком маленькой, к тому же некоторые данные не давали ответов, а наоборот подкидывали вопросов. Например, у некоторых заболевших и контактных не появилось ни антител, ни Т-клеток.

Результаты исследований о Т-лимфоцитах легли в основу гипотезы о том, что некоторые люди могли иметь определенный уровень иммунитета к коронавирусу до того, как им заболел первый человек. Если теории на их счет подтвердятся, то это сможет объяснить и то, почему дети болеют COVID-19 реже: у них Т-клеток гораздо больше, чем у взрослых, которые перенесли множество заболеваний, а значит и борьба с вирусом идет эффективнее.

Сейчас рабочая группа по разработке вакцины от COVID-19, созданная правительством Великобритании, намерена проверить способность современных вакцин от коронавируса активировать Т-клетки и вырабатывать в организме иммунитет к COVID-19.

Антитела к атипичной пневмонии

Вскоре после начала эпидемии коронавируса ученые начали искать средства защиты среди антител, которые специфичны к SARS-CoV-2 или к его «родственникам» — возбудителям атипичной пневмонии (SARS) или ближневосточного острого респираторного синдрома (MERS). Для анализа использовались В-клетки памяти пациента, который в 2003 году переболел атипичной пневмонией.

Научная группа под руководством доцента Вашингтонского университета Дэвида Вееслера и Дэвида Корти из компании Humabs Biomed опубликовала результаты своего исследования в журнале Nature.

B-лимфоциты — это тоже способ борьбы организма с чужеродными телами. При контакте с «чужаком» одни B-лимфоциты начинают производить антитела против него, а другие становятся клетками памяти. То есть когда в организм в следующий раз попадет такой же вирус, иммунная система будет помнить, как с ним бороться.

Ученые смогли выделить из организма человека, 17 лет назад перенесшего атипичную пневмонию, антитело, которое успешно мешало коронавирусу нового типа заражать здоровые клетки. Теперь исследователям нужно доказать, что это антитело эффективно и в живых системах.