Posted 22 марта 2021,, 05:56

Modified 18 сентября 2022,, 11:35

Updated 18 сентября 2022,, 11:35

Ученые КФУ открыли 20 сверхмассивных черных дыр с помощью обсерватории-спутника

22 марта 2021, 05:56
Ученые Казанского федерального университета (КФУ) открыли 20 новых квазаров, сообщает пресс-служба вуза.

Квазарами называют сверхмассивные черные дыры с массой до 1 миллиарда солнечных масс в центрах молодых галактик в ранней Вселенной.

Для их поиска исследователи кафедры астрономии и космической геодезии Института физики использовали данные орбитальной рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ».

Они сопоставляли наблюдения спутника с архивами оптических и инфракрасных телескопов мира и сведениями действующих телескопов. Говоря точнее, эти занималась компьютерная программа, работающая с большими базами данных. Она отбирала из миллиона рентгеновских источников «Спектр-РГ» сотню наиболее интересных объектов — кандидатов в далекие квазары. Дальше ученые проверяли претендентов с помощью наземных оптических телескопов.

Для этого использовался в том числе телескоп КФУ, установленный в горах Турции. С апреля 2020 года исследователи могут использовать его на расстоянии — в здании кафедры были организованы пульты дистанционных наблюдений. Таким образом, 20 далеких квазаров стали первыми объектами, которые были открыты при дистанционных наблюдениях из Казани.

Астрономы КФУ опубликовали результаты исследований первой группы из 9 объектов в научном журнале. Готова к обнародованию еще одна статья, посвященная второй группе, насчитывающей 12 далеких квазаров.