Posted 1 мая 2011,, 08:10

Published 1 мая 2011,, 08:10

Modified 11 сентября 2022,, 17:53

Updated 11 сентября 2022,, 17:53

Не модерн, но модернизм

1 мая 2011, 08:10
Не модерн, но модернизм

Это не то, о чём вы подумали. Это — пространственная концепция. Такой вот модернизм — немецкий, труднодоступный, но, вместе с тем, нетрадиционный и очень ёмкий — показывают в Казанском Кремле. Сходите, посмотрите, послушайте, поудивляйтесь.

Марио Марини. "Циркачи" (1951)

Кете Кольвиц. "Беспокойство" (1914)

В пятницу в выставочном зале «Манеж», в самый день его рождения, открылась выставка «100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус». Владелец этой коллекции — немецкий коллекционер Рихард Майер, в запасниках которого хранятся замечательные произведения искусства. Для тех, кому это словосочетание произнести трудно, сделали название попроще — «Возвращение к модернизму».

В действительности это и есть возвращение к модернизму — настоящему, европейскому. Не к тому, к которому привык наш советский и российский поклонник живописи, путающий модернизм и модерн. А к мощному, грузному, тяжеловесному. Модерн в России воспринимается как ар-деко и ар-нуво. Этот же модернизм стал новой волной своего времени, а всё новое прокладывает себе дорогу, скорее разрушая, чем созидая.

Василий Кандинский. "10 оригиналов" (1942)

Интересно, что именно в момент становления немецкого модернизма трансформируется и гравюра. Она становится более свободной, перестаёт быть промежуточным, подсобным материалом, перерастает в самостоятельное сложное направление.

Экспозиция охватывает временной промежуток в 70 лет, начиная с 1900 года. Здесь представлены литографии, линографии и графические листы Огюста Ренуара, Анри Матисса, Отто Дикса, Пьера Бонара, Василия Кандинского, Пауля Клее, Жоржа Брака, Эмиля Нольде, Роя Лихтенштейна, Пабло Пикассо, Макса Эрнста, Оскара Кокошка, Кати Кольвитц, Альфреда Кубина, Франца Марка и Августа Маке. Поистине впечатляющий список. В качестве музыкального сопровождения кураторы выбрали Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Джона Кейджа, Клауса Шульца и даже «Pink Floyd».

Пауль Вебер. "Слух" (1953)

Такой модернизм — революционный, обремененный поиском своего собственного мировоззрения и стилевыражения. Вот только оценили важность момента немногие. Казанцы привыкли к тому, что событие имеет культурную ценность только тогда, когда на нём разливают шампанское и появляются первые лица республики. Нет красной ленточки — нет смысла.

Максимо Лампильи. Автопортрет (1969)

Георг Гросс. "Перед восходом солнца" (1923)

Георг Гросс. "Красота, тебя хочу воспеть я" (1920)

Кураторы, которые месяц назад привозили Шагала, на этот раз удивлены ещё больше. Озадачены и обескуражены. Отсутствие интеллигенции режет глаз сильнее, нежели отсутствие публики вообще. Если людям не интересны такие проекты, то эта выставка станет последней. И тогда европейское искусство Казань будет объезжать стороной.

Пикассо. "Фавн и старый король" (1963)

Слева направо: Эрнст Вильгельм Най (Без названия, 1966), Пикассо ("Старый король", 1959), Зондерборг (Без названия, 1967)

Выставка открыта в выставочном зале «Манеж» до 12 июня в будни с 10.00 до 20.00, в выходные с 10.00 до 18.00. Стоимость билета 250 рублей. С 12 мая в «Манеже» будут показывать фильмы о модернистах.


[mceAuthor]Фото Егора Алеева.[/mceAuthor]

"