Posted 1 ноября 2010,, 15:00

Published 1 ноября 2010,, 15:00

Modified 11 сентября 2022,, 17:54

Updated 11 сентября 2022,, 17:54

Каким был Петропавловский собор на самом деле

1 ноября 2010, 15:00
Каким был Петропавловский собор на самом деле

В Казани каждый горожанин без труда узнает этот собор Петра и Павла среди других городских храмов. Он стоит в пятёрке самых посещаемых достопримечательностей. Однако не все знают архитектуру в таких подробностях. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

Повторять в сотый раз то, что написано о Петропавловском соборе в сети мне кажется лишним: парой тычков курсором любой может получить общие сведения об этом соборе. Но Петропавловский собор в Казани интересен в немалой степени росписью внешней поверхности своих стен, на которых уместилось множество св. икон. Сейчас от всего былого богатства осталось немного, при ремонтах и «реставрациях» (из которых подлинно научной была лишь одна и та 120 лет назад) количество икон неуклонно уменьшалось. И можно часами терзать интернетовские поисковики, но так и не узнать, сколько и каких икон было на этом великолепном здании. Поэтому я решил дать несколько сокращенную выдержку из книги настоятеля собора протоиерея Петра Малова «Летопись Петропавловского собора города Казани».

Петропавловский собор в Казани после его реставрации в 1889 -1890 гг.

Ограда.

Фундамент каменный из кирпича, в нижней части своей облицован белым опоковым камнем, а в верхней части идут углубления в форме равносторонних четырехугольных окошечек, окрашенных в зеленую краску, обрамленных красками в три линии: желтую, красную и желтую, и имеющих в средине круг с желтыми по красному полю радиусами, а над сими окошечками из-под карниза спускаются кронштейны из белого камня, наподобие серег, с зубцами внизу их. Столбы и решетка на этом фундаменте железные.
Решетка довольно высокая ( 2 арш. 8 с четвертью вершка в высоту), красивая с мелким узором. Столбы есть та же, только узкого полотна, решетка, возвышающаяся несколько над оградною решеткою или, правильнее, четырехсторонняя рама, объединенная по внутренним сторонам своим, боковым и нижним, узорчатой, наподобие решетки, каймой и заканчивающаяся вверху еще более узорчатым полукружием с тремя на нем равноконечными крестиками. На эти рамы обратной стороной своей опираются святые иконы, поставленные на фундаменте ограды, ликом на юг, и написанные на отдельных цинковых листах в рост человека. 8 икон по числу рам для них в решетках ограды. На вратах 9-я икона Благовещения, написанная на цинковых листах.

Стены.

Стены желтые. По карнизу в восьмиграннике проведены параллельные линии: грубо-желтая, голубая, красная, светло-желтая, темно-желтая и зеленая. По карнизу и под карнизом четырехсторонника проведены линии красная, грубо-желтая, голубая, зеленая, светло-желтая, красная, опять зеленая, бледно-желтая, красная, голубая. Большие зубцы под карнизом окрашены в поперечном направлении белой, зеленой, красной, бледно-красной, голубой, красной, красно-желтой, зеленой краской. На меньших зубцах краски: зеленая, красная, желтая. Пилястры покрашены масляной краской грубо-желтой. Четырехсторонние колонны по две враз на углах зеленой масляной краской. На подножиях их краска грубо-желтая, зеленая, синяя и на двух поперечных линиях – коричневая.

Крыша.

Ряд четырехугольников окрашен кубовой краской, а другой ряд зеленой и так по всей крыше. Такая раскраска произведена с дозволения Московского археологического общества. На крыше четырехсторонника железные висячие подзоры в форме мелкорешетчатой каймы. По углам фигуры ангелов на железных листах, в правой руке держащих крест, в левой – хартию (3 арш. в высоту и 1 арш. и 6 вершков в ширину). Поверх крыши третьего яруса на восьмистороннике при каждой грани его поставлено по пуку искусственных из железа цветов в форме астр, каждый пук вставлен в железную, в форме срезанного сверху шара, баночку, разрезанную вертикально на четыре частию.
В каждой грани этого восьмистороннего фонаря, составляющего третий ярус, этаж же четвертый, поверх крыши при краях ее и именно в середине и в направлении широты ее поставлено по одному, сквозного узора из железа, украшению в форме перевившихся между собою широковетвистых трав и перевившихся так, что образуют из себя узорчатый шестиконечный крест, а под ним узорчатую гору.

Главки.

Первая сверху главка собора покрыта гладким железом в форме четырехсторонних наискось положенных черепиц. Первая главка и шейка под ней покрыта краской кубовой, подзор под главкой и узор на шейке вызолочен.

Порядок размещения св. икон.

В восьмигранной шейке под второй сверху маковкой:

Восток: арх. Михаил
Юго-восток: арх.Гавриил
Юг: арх.Рафаил
Юго-запад: арх. Уриил
Запад: арх.Салафиил
Северо-запад: арх. Иегудиил
Север: арх.Иеремиил
Северо-восток: арх. Варахиил
(как они изображаются см. «Богослужение православной церкви», СПб., 1866, стр. 254, 255)

В восьмигранном фонаре – третьем ярусе храма:

А. Вверху над окнами и под верхним на стене карнизом:
Восток: апп. Тимофей, Пармен, Прохор, Никанор
Юго-восток: апп. Сила, Онисифор, Флегонт, Климент
Юг: апп. Петр, Павел, Матфей, Иуда Яковлев
Юго-запад: Иаков Зеведеев, Фаддей, Андрей, Фома
Запад: Анания, Иаков брат Господень, Варфоломей, Филипп
Северо-запад: Иосия (Иустин), Симон Кананит, Клеопа, Варнава
Север: Матфей, Марк, Иоанн, Лука
Северо-восток: Иаков Алферов, Тимон, Симон сродник Господень, архидиакон Стефан

Б. В восьмиграннике под окнами. Под каждым окном три иконы.

Восток: в середине Преображение Господне, справа беседа Господа с самарянкой, слева бегство Иосифа в Египет с Божией Матерью и Предвечным Младенцем
Юго-восток: в середине Воскресение Христово, справа Святое Семейство, слева исцеление Павлом и Иоанном хромого от рождения
Юг: в середине Богоявление, справа Иисус Христос в пустыне, слева проповедь Иоанна Крестителя к народу
Юго-запад: в середине Благовещение, справа прибытие ап.Павла в Рим, слева явление Христа Марии Магдалине
Запад: в середине Успение Божией Матери, справа ап.Павел сбрасывает с руки в огонь ехидну, слева пророк Моисей видит неопалимую купину
Северо-запад: в середине Сретение Господне, справа избиение Иродом младенцев в Вифлееме, слева явление Бога Аврааму у Дуба Мамврийского
Север: в середине введение во храм Божией Матери, справа хождение Иисуса Христа по водам, слева свв. Владимир и Ольга
Северо-восток: в середине Рождение Богородицы, справа видение Иаковом лествицы, слева проповедь Петра к народу иудейскому после сошествия Св. Духа на апостолов

В. Сверх сего окно с восточной стороны на восьмиграннике заложено кирпичом с сохранением, однако, по четырем сторонам его украшений и на месте его поставлена икона на железном листе высотой 3 и ¾ арш. и шириной 2 аршина без вершка. На иконе Божия Матерь с Младенцем, сидящем на престоле в облаке и окруженным св. чудотворцами Николаем, Гурием, Варсонофием, Германом. Господь Иисус Христос изображен правой рукой благословляющим, а в левой руке держащим свиток и державу за верхнюю часть ее.

На четырехстороннике – втором ярусе храма:

А. На востоке над алтарем в середине Рождество Христово ( 2 арш. 3 верш. В высоту, 1 арш. 7 верш. В ширину).
Вправо 5 икон:
1.Волхвы перед Иродом
2.Коронование Божией Матери
3. Свидание Божией Матери с Елизаветой
4. Иисус Христос призывает Петра и Андрея следовать за Ним
5. Св. Жены-Мироносицы
Влево 5 икон:
1.Сошествие Св.Духа
2.Явление в саду Ангела св.прав.Анне – матери Пресв.Девы Марии
3. Обращение Савла на пути в Дамаск
4. Явление Ангела во сне Иосифу
5.Беседа Иисуса Христа с Никодимом.

Б. На юге между окнами первый ряд икон: в середине Знамение Божией Матери, вправо поклонение волхвов, влево явление Ангела пастырям.
Под сими иконами второй ряд икон между окнами. В середине св.ап.Иаков брат Господень, вправо Василий Великий, влево Иоанн Златоуст

В.На север. Первый ряд икон между окнами: вверху в середине взятие Божией матери на небо, вправо праведные Иоаким и Анна и Захария, влево Воздвижение Креста Господня.
Под сими иконами второй ряд икон между окнами: в середине Ев.Марк, направо св.Григорий Богослов, налево св.Григорий Двоеслов.

Г.На западной стороне четырехсторонника икон не представлено

Иконы на восьмигранной шейке все, в восьмигранном фонаре все, а внизу не все, а только двунадесятых праздников и икона Рождества Христова над алтарем в четырехграннике исполнены живописцем Ив.Никиф. Хрусталевым, мещаном СПб. Губернии г.Царского Села, учащимся в 3 классе Академии Художеств.
Прочие иконы живописца Серг.Алексеев. Киселева, мещанина Московской губернии Дмитровского уезда Сергиева Посада, учащегося в 4 классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Размеры икон:
А. Иконы Св.Ангелов на восьмигранной шейке под маковкой:
2 арш. 11 ¾ верш. на 15 ½ верш.

Петропавловский собор стоит того, чтобы потратить полчаса на изучение его истории.
Лучше всего в сети она изложена здесь.

Лев Жаржевский.

Фото середины 20-го века предоставлено Светланой Сёминой. Современное фото Сергея Елагина.

"