Каким был Петропавловский собор на самом деле

Каким был Петропавловский собор на самом деле

1 ноября 2010, 18:00
Общество
Каким был Петропавловский собор на самом деле

В Казани каждый горожанин без труда узнает этот собор Петра и Павла среди других городских храмов. Он стоит в пятёрке самых посещаемых достопримечательностей. Однако не все знают архитектуру в таких подробностях. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

Повторять в сотый раз то, что написано о Петропавловском соборе в сети мне кажется лишним: парой тычков курсором любой может получить общие сведения об этом соборе. Но Петропавловский собор в Казани интересен в немалой степени росписью внешней поверхности своих стен, на которых уместилось множество св. икон. Сейчас от всего былого богатства осталось немного, при ремонтах и «реставрациях» (из которых подлинно научной была лишь одна и та 120 лет назад) количество икон неуклонно уменьшалось. И можно часами терзать интернетовские поисковики, но так и не узнать, сколько и каких икон было на этом великолепном здании. Поэтому я решил дать несколько сокращенную выдержку из книги настоятеля собора протоиерея Петра Малова «Летопись Петропавловского собора города Казани».

Петропавловский собор в Казани после его реставрации в 1889 -1890 гг.

Ограда.

Фундамент каменный из кирпича, в нижней части своей облицован белым опоковым камнем, а в верхней части идут углубления в форме равносторонних четырехугольных окошечек, окрашенных в зеленую краску, обрамленных красками в три линии: желтую, красную и желтую, и имеющих в средине круг с желтыми по красному полю радиусами, а над сими окошечками из-под карниза спускаются кронштейны из белого камня, наподобие серег, с зубцами внизу их. Столбы и решетка на этом фундаменте железные.
Решетка довольно высокая ( 2 арш. 8 с четвертью вершка в высоту), красивая с мелким узором. Столбы есть та же, только узкого полотна, решетка, возвышающаяся несколько над оградною решеткою или, правильнее, четырехсторонняя рама, объединенная по внутренним сторонам своим, боковым и нижним, узорчатой, наподобие решетки, каймой и заканчивающаяся вверху еще более узорчатым полукружием с тремя на нем равноконечными крестиками. На эти рамы обратной стороной своей опираются святые иконы, поставленные на фундаменте ограды, ликом на юг, и написанные на отдельных цинковых листах в рост человека. 8 икон по числу рам для них в решетках ограды. На вратах 9-я икона Благовещения, написанная на цинковых листах.

Стены.

Стены желтые. По карнизу в восьмиграннике проведены параллельные линии: грубо-желтая, голубая, красная, светло-желтая, темно-желтая и зеленая. По карнизу и под карнизом четырехсторонника проведены линии красная, грубо-желтая, голубая, зеленая, светло-желтая, красная, опять зеленая, бледно-желтая, красная, голубая. Большие зубцы под карнизом окрашены в поперечном направлении белой, зеленой, красной, бледно-красной, голубой, красной, красно-желтой, зеленой краской. На меньших зубцах краски: зеленая, красная, желтая. Пилястры покрашены масляной краской грубо-желтой. Четырехсторонние колонны по две враз на углах зеленой масляной краской. На подножиях их краска грубо-желтая, зеленая, синяя и на двух поперечных линиях – коричневая.

Ряд четырехугольников окрашен кубовой краской, а другой ряд зеленой и так по всей крыше. Такая раскраска произведена с дозволения Московского археологического общества. На крыше четырехсторонника железные висячие подзоры в форме мелкорешетчатой каймы. По углам фигуры ангелов на железных листах, в правой руке держащих крест, в левой – хартию (3 арш. в высоту и 1 арш. и 6 вершков в ширину). Поверх крыши третьего яруса на восьмистороннике при каждой грани его поставлено по пуку искусственных из железа цветов в форме астр, каждый пук вставлен в железную, в форме срезанного сверху шара, баночку, разрезанную вертикально на четыре частию.
В каждой грани этого восьмистороннего фонаря, составляющего третий ярус, этаж же четвертый, поверх крыши при краях ее и именно в середине и в направлении широты ее поставлено по одному, сквозного узора из железа, украшению в форме перевившихся между собою широковетвистых трав и перевившихся так, что образуют из себя узорчатый шестиконечный крест, а под ним узорчатую гору.

Восток: в середине Преображение Господне, справа беседа Господа с самарянкой, слева бегство Иосифа в Египет с Божией Матерью и Предвечным Младенцем
Юго-восток: в середине Воскресение Христово, справа Святое Семейство, слева исцеление Павлом и Иоанном хромого от рождения
Юг: в середине Богоявление, справа Иисус Христос в пустыне, слева проповедь Иоанна Крестителя к народу
Юго-запад: в середине Благовещение, справа прибытие ап.Павла в Рим, слева явление Христа Марии Магдалине
Запад: в середине Успение Божией Матери, справа ап.Павел сбрасывает с руки в огонь ехидну, слева пророк Моисей видит неопалимую купину
Северо-запад: в середине Сретение Господне, справа избиение Иродом младенцев в Вифлееме, слева явление Бога Аврааму у Дуба Мамврийского
Север: в середине введение во храм Божией Матери, справа хождение Иисуса Христа по водам, слева свв. Владимир и Ольга
Северо-восток: в середине Рождение Богородицы, справа видение Иаковом лествицы, слева проповедь Петра к народу иудейскому после сошествия Св. Духа на апостолов

Лев Жаржевский.

Фото середины 20-го века предоставлено Светланой Сёминой. Современное фото Сергея Елагина.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter