Posted 3 февраля 2020,, 14:09

Published 3 февраля 2020,, 14:09

Modified 17 сентября 2022,, 16:46

Updated 17 сентября 2022,, 16:46

При исполнении нацпроектов нашли нарушения, сдвиги сроков и несогласованность

3 февраля 2020, 14:09
Счетная палата России опубликована доклад о проверке исполнения 8 из 13 национальных проектов. В них нашли массу нарушений, сдвиг сроков и несогласованность. Об этом пишут «Новые известия».

По нацпроектам в России должно повыситься благосостояние граждан и развиваться экономика. Также страна должна войти в пятёрку крупнейших мировых экономик, улучшить транспортную доступность регионов, развить малый и средний бизнес. Однако в 8 из 13 нацпроектов нашли массу нарушений.

«Безопасные и качественные дороги»

По нацпроекту о дорогах невозможно оценить прогресс с начала его действия. Причиной стало отсутствие информации о том, сколько соответствующих нормативам дорог было к началу реализации нацпроекта. При этом сразу в семи регионах доля региональных дорог в хорошем состоянии снизилась.

Хуже всего данный нацпроект исполняют в Крыму и Приморском крае — 11% и 49% соответственно. При этом данные цифры датируются 27 июля 2019 года — свежее информации нет. В среднем по России выполнение работ по укладке верхнего слоя асфальтобетона составляет около 30%. Однако сразу в 17 регионах этот показатель составляет менее 10%, а в Чувашии, Алании, Чукотском автономном округе и Амурской области — менее 1%.

Помимо этого, проблемы есть и с безопасностью дорог. Так, за период с 2017 по 2018 годы в России более трети ДТП произошли из-за нарушений требований к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.

В Счетной палате уверены, что 21 регион к 2024 году не сможет увеличить долю соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог до 50,9%. На данный момент наихудшая ситуация с этим обстоит в Саратовской (24,7%), Архангельской (29,1%) и Тверской (33,7%) областях, а также в Марий Эл (35,1%).

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Детально развитие малого и среднего предпринимательства описывает Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. Нацпроект же ставит общие цели. При этом целевые показатели нацпроекта и Стратегии не связаны. «Это всё равно, что отправить путешественников на восток, дав подробные указания похода на запад», — пишет издание.

При этом министерство экономического развития не выполнило поручение о включении в состав нацпроекта методики отраслевой оценки влияния реализации мероприятий федеральных проектов на численность занятых в малом и среднем предпринимательстве, а также вклад сектора в валовой внутренний продукт (ВВП).

Помимо этого, не было создан инструмент кредитования МСП под 6,5% годовых. В лучшем случае получается взять кредит на 8,5%, что ведет к переплатам. «Какие-либо показатели, методики расчетов или методические подходы к оценке динамики достижения целевых показателей национального проекта МСП и развития сектора МСП отсутствуют», — говорится в отчете.

«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»

Этот нацпроект является одним из самых дорогих, так как должен обеспечить Россию магистралям всех типов. При этом из 38 показателей только три рассчитываются на основе данных, которые включены в Федеральный план статистических работ. Комплексный план также предусматривает использование несуществующих вещей.

Например, есть задача по повышению грузопотока до 80 миллионов тонн может быть не выполнена. Причиной является то, что у перевозчиков нет ледокольного флота. При этом неизвестно, когда он может появиться. Также по плану реконструкция объектов в порту Певек должна закончиться в 2020 году, однако по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» порт начнет работу в 2023 году.

Что касается обеспечения населения электроэнергии, то в нацпроекте не говорится о конкретных показателях. В программе говорится лишь расплывчатыми формулировками, по которым «можно вообще ничего не делать», уверены журналисты. За 9 месяцев 2018 года из 29 целевых показателей по нацпроекту был достигнут один.

«Культура»

Счетная палата отметила «примитивность» поставленных по нацпроекту целей. Так, необходимо на 15% увеличить число посещений организаций культуры. Количество обращений к цифровым ресурсам культуры должно вырасти в пять раз. При этом из-за роста числа показов спектаклей снизилось среднее количество зрителей.

В СП уверены, что количественный рост не всегда может означать следствием качественных преобразований и эффективности деятельности учреждений культуры. Также в организации уверены, что обеспечение малых населённых пунктов объектами культуры недостаточно для развития культуры в стране.

«Наука»

Счетная палата отметила бесполезность ряда показателей этого нацпроекта. Например, план по выходу на пятое место по удельному весу в общем числе заявок на получение патента к 2024 году не будет означать практического применения патентов.

Также в нацпроекте нет механизма привлечения инвестиций, хотя запланированный объём внебюджетных средств по проекту «Развитие научной и научно-производственной кооперации» в три раза превышает объем привлеченных из бюджета денег. Самой большой проблемой в СП назвали невозможность удержать в России ведущих учёных и талантливую молодёжь.

«Образование»

По данному нацпроекту оценка производится на основе международных рейтингов качества образования. В Счетной палате уверены, что это не позволяет проводить оперативный мониторинг, так как рейтинг PISA формируется каждые три года. Отдельно в СП отметили недостаток оценки посещающих дополнительные занятия детей. Сейчас в выборке оценивают 0,5% ребят.

При этом в нацпроект заложили невыполнение показателей. Так, до 2024 года запланировано выполнение 75% целей по развитию ведущих университетов. При этом не запланирован рост расходов на образование в ближайшие пару лет. Также нацпроект не обеспечивает необходимый уровень софинансирования расходных обязательств регионов.

«Производительность труда и поддержка занятости»

По производительности труда Россия оказалась предпоследней в рейтинге стран ОЭСР, отставая от среднего уровня в два раза. Помимо этого, состав национальных целей по нацпроекту отличается от целей по основным направлениям деятельности правительства России до 2024 года.

В Счетной палате предполагают, что есть риск нехватки выполненных мероприятий для обеспечения достижения национальной цели. Помимо этого, в СП отмечают бесполезность поставленных целей. До конца 2024 года необходимо вовлечь в нацпроект 4,1 тысячи предприятий, которые самостоятельно внедряют мероприятия национального проекта.

Из-за необходимости предоставлять отчеты в ежеквартальном режиме может снизиться производительность. Также многие контрольные точки не имеют сроков окончания. А по состоянию на 1 октября 2019 года из 11 запланированных результатов достигли только шести.

«Экология»

Этот нацпроект провалился как по кассовому исполнению, так и по другим направлениям. Например, он не хватил связанные с изменением климата, утилизацией отходов восстановлением качества почв и других вопросы. К 1 ноября 2019 года из 97 нормативно-правовых актов в установленный срок не приняли 13.

Помимо этого, сохраняется риск невыполнения мероприятий по очистке сточных вод, которые поступают в Байкал. Это может произойти из-за невнесения необходимых изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета.

Также проблемой останется и мусор. В нацпроекте не учли мероприятия, направленные на решение задачи по формированию комплексной системы обращения с ТКО. Помимо этого, не предусмотрели меры и показатели по стимулированию раздельного сбора отходов.

Нацпроект не изменит и ситуацию с загрязнением атмосферы, уверены в Счетной палате. Сразу в 46 городах наблюдается высокий и очень высокий уровни загрязнения атмосферного воздуха. По нацпроекту объем выбросов снизится на 22%. Помимо этого, цель проекта «Чистая вода» не направлена на повышение качества питьевой воды для жителей населенных пунктов.

"