Posted 3 октября 2017,, 15:33

Published 3 октября 2017,, 15:33

Modified 11 сентября 2022,, 18:22

Updated 11 сентября 2022,, 18:22

Татмедиа — кладбище кадров

3 октября 2017, 15:33
1 октября этого года АО «Татмедиа» исполнилось 10 лет. Глава Татарстана Рустам Минниханов 2 года подряд упоминает «Татмедиа» в своем послании к Госсовету республики. Оба раза ведомству дают указание улучшить свою работу. Inkazan разбирался, почему госСМИ в республике являются аутсайдерами на медиарынке.

Оба руководителя «Татмедиа» — АО и республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям — возглавляли пресс-службу главы Татарстана.

Айрат Зарипов руководил пресс-службой президента Минтимера Шаймиева вслед за Иреком Муртазиным. После громкого скандала, связанного с Муртазиным, Зарипов старался быть незаметным в информационном поле. Когда Шаймиев ушел в отставку, Минниханов отправил Зарипова командовать Роскомнадзором. В 2015-м о Зарипове вспомнили и перевели в агентство «Татмедиа», вместо ушедшего в ПАО «Татспиртпром» Ирека Миннахметова.

Андрей Кузьмин в начале века был одним из самых ярких журналистов телекомпании «Эфир». Работая пресс-секретарем Минниханова, он запустил один из самых лучших сайтов регионального правительства в России — prav.tatarstan.ru. Памятуя эти заслуги своего пресс-секретаря, Минниханов отправляет Кузьмина командовать АО «Татмедиа». Это случается ровно через год после назначения Зарипова.

Агентство «Татмедиа» создал Шаймиев в 2009 году в противовес медиа-империи Андрея Григорьева. Акционерное общество с таким же названием появилось в 2007-м. Указ также подписал Шаймиев.

Григорьев к середине «нулевых» владеет несколькими телекомпаниями, радиостанциями и газетами, в том числе «Восточным экспрессом». Он абсолютным монополист на новостном рынке Татарстана. Под руководством «Татмедиа» объединяют СМИ, существующие за счет госдотаций. Возглавляет новое образование Марат Муратов.

В это время Рашид Галямов организует с группой единомышленников новостной сайт, известный сегодня как «Бизнес Online». Незадолго до этого Галямов последовательно увольняется из григорьевского «Восточного экспресса», а затем из «Татмедиа» Муратова. К 2010 году Галямов отбирает у Григорьева монополию на информацию в республике.

В 2010-м в Татарстане меняется первое лицо. Новый президент не смотрит по вечерам «Город», а читает новости в интернете. Он понимает растущее влияние «Бизнес Online». И перед «Татмедиа» ставится новая задача. Для ее решения в 2012 году руководителя меняют на молодого Миннахметова. «Татмедиа» покупает франшизу сайта РБК, однако реформирование холдинга на этом глохнет.

Параллельно с Миннахметовым аппарат главы Татарстана запускает еще один медиа-проект. Его идеологом становится человек, отвечающий за внутреннюю политику в республике — Александр Терентьев. Возглавляет проект предприниматель Ярослав Муравьев. Он скупает несколько региональных групп «ВКонтакте» и запускает новостной сайт Kazanfirst.ru. Благодаря репостам новостей с сайта в группах, ресурс быстро обгоняет по посещаемости «Бизнес Online» и сайты «Татмедиа», в том числе ИА «Татар Информ» и региональный РБК. Между Муравьевым и «Татмедиа» начинается противоборство в аппарате главы Татарстана.

Новый виток реформ в «Татмедиа» начитается только в 2016 году с приходом Кузьмина. Перемены самые глобальные за все время существования холдинга. Меняются, практически, все главные редакторы. Вместе с многими печатными изданиями «Татмедиа» отказывается от франшизы РБК, таким образом закрывая флагманский проект Миннахметова. Холдинг избавляется от старых мэтров —директора ИА «Татар-Информ» Леонида Толчинского и директора телекомпании «Казань» Мадины Тимерзяновой. Толчинский, очевидно, уходит на повышение, возглавляя журфак Казанского федерального университета. Тимерзянова — на понижение, в близкую к «Татмедиа» телекомпанию «ТНВ». Там она становится руководителем службы новостей. Телекомпанию KZN закрывают. Кроме того, Кузьмину удается выиграть аппаратную войну с Муравьевым, и Kazanfirst.ru переходит под руководство холдинга.

К 2016 году империя Григорьева терпит системный кризис. На помощь приходит старый враг в лице старых друзей Кузьмина и Зарипова. Два года подряд Минниханов говорит, что «Татмедиа» нужно работать в соцсетях, а также заниматься поиском новых каналов коммуникаций. И слушая это, Зарипов и Кузьмин направляют освободившиеся от закрытия изданий деньги в телевидение.

Кузьмин в интервью «Татар-Информ», приуроченному к 10-летию «Татмедиа», назвал основным достижением холдинга сохранение почти всех печатных изданий и их подписных тиражей. Это 98 газет — районных, городских и республиканских, а также 15 журналов. Плюс — 17 телеканалов, 11 радиостанций, 87 сайтов и «Татар-Информ». Штат сотрудников составляет 2000 человек.

«Согласитесь, что если где-то в районе закрывается печатное СМИ, то для людей, живущих там, — это серьезный удар. Фактически население большой территории лишается информации о том, чем и как живет их район. Такого допускать нельзя!» — сказал Кузьмин.

Закрытие газет и журналов — это естественный экономический процесс, которому в Татарстане противится «Татмедиа». Таким образом они лоббируют интересы своего печатного комплекса, в который при Муратове были вложены огромные деньги. С сокращением тиражей эти мощности станут никому не нужны.

Кузьмин, защищая интересы холдинга, конечно, в первую очередь, обращается к главе Татарстана. Главный довод Кузьмина: жители села не могут получать новости из интернета, как это делают люди в городе. В его словах есть тройное лукавство.

Во-первых, по данным министерства информатизации и связи РТ, по итогам 2016 года в Татарстане насчитывается 1 млн пользователей фиксированного широкополосного интернета и 2,8 млн — мобильного. Причем, интернетом обеспечены и малые населенные пункты, с численностью населения от 250 до 500 человек: 29,7 тысяч домохозяйств в 222 селах и деревнях (100%).

Во-вторых, информация в деревнях разносится намного быстрее, чем в городе. Если, к примеру, ночью в районе произойдет какое-либо происшествие, то к утру об этом будет знать весь район.

В-третьих, издания «Татмедиа» в районах лояльны к главам муниципальных образований. Поэтому они не выполнятся главную функцию СМИ: общественного контроля над работой чиновников. Таким образом, простые жители районов не могут пожаловаться в местные СМИ на свои беды.

В 2016 году Минниханов призвал «Татмедиа» активней работать с социальными сетями, 21 сентября 2017-го он напомнил, что основным способом распространения информации стали разные гаджеты, и читателям нужно предлагать оперативный и качественный контент.

1 октября Кузьмин заявил: «Мы вместе ищем новые способы донести печатную прессу до читателя. И здесь все большая роль отводится розничной торговле».

Бюджет республики и корпорации с государственным участием выделяют около 2 млрд рублей на содержание «Татмедиа». Эти деньги — одни из самых больших в России, которые тратят регионы на подконтрольные СМИ.

Проблема «Татмедиа» таится не только в структуре самого холдинга. Стратегическое руководство агентством и холдингом осуществляется из аппарата главы Татарстана. Большое влияние на агентство оказывает Терентьев. Но главные решения, в том числе кадровые, принимает руководитель аппарата главы Татарстана Асгат Сафаров. Он является председателем совета директоров АО «Татмедиа».

Информационной политикой аппарата главы Татарстана является замалчивание острых проблем. Благодаря этому, в республике появилось много частных СМИ, флагманом среди которых сегодня является «Бизнес Оnline».

У Муравьева были силы лавировать между Сафаровым и запросами читателей. Хотя Kazanfirst.ru безнадежно проигрывал по уровню поднимаемой проблематики «Бизнес Оnline». Причиной этого были постоянные одергивания и запреты, исходившие из аппарата главы РТ. Видимо, эти одергивания и позволили, в конце концов, «Татмедиа» подмять под себя Kazanfirst.ru.

Работа Зарипова, по сути дела, сводится к курьерской: он доводит до своих сотрудников распоряжения полученные в Казанском Кремле. Таким образом, информационной политикой в Татарстане командуют люди проработавшие долгие годы в аппарате или в правоохранительных органах, и не знакомые с пиаром.

Еще одна проблема «Татмедиа» отсутствие воспитания профессиональных кадров внутри себя. Из недр холдинга за эти 10 лет не вышло ни одного яркого журналиста. Никто из бывших сотрудников «Татмедиа» не делает карьеру в федеральных изданиях в Москве. Все люди с «именами», которые сегодня работают в «Татмедиа», пришли из вне и профессионально росли в других компаниях. Показательно, что Миннахметов, возглавив АО «Татспиртпром», на должность заместителя директора по информационной политике пригласил не человека из холдинга, где проработал 3 года, а бывшего шеф-редактора «Бизнес Оnline» Рината Билалова.

"