Posted 4 мая 2020,, 07:32

Published 4 мая 2020,, 07:32

Modified 17 сентября 2022,, 17:02

Updated 17 сентября 2022,, 17:02

коронавирус

Индукторы интерферона вошли в рекомендации Минздрава по COVID-19

4 мая 2020, 07:32
Фото: 1Mi
коронавирус
Вот уже месяц как в Татарстане действует режим самоизоляции, все силы в регионе брошены на предотвращение распространению новой коронавирусной инфекции.

Так, совсем недавно Министр экономики Республики Мидхат Шагиахметов сообщил, что ряд крупнейших предприятий Татарстана, среди которых ПАО «Татнефть», ООО «КАМИ», ООО «Айрон Индастри Компани», запускают на своих предприятиях собственные линии по производству медицинских масок. Планируется, что уже в мае они выпустят более 37 млн таких изделий. Кроме того, в Казани на базе предприятии АО «Аромат» налажено производство гигиенического геля. Все это делается для того, чтобы максимально обеспечить жителей Татарстана индивидуальными средствами защиты.

И все же несмотря на все предпринимаемые в регионе меры у нас, как и везде, каждый день регистрируются все новые случаи заболевания. Причем в самое ближайшее время ситуация вряд ли кардинально изменится, ведь вакцины против COVID-19 в арсенале медиков пока нет. Нет и специфической противовирусной терапии с подтвержденной эффективностью, то есть лекарства, которое бы предметно действовало на уничтожение конкретного вируса.

В этой связи волей -неволей задаешься вопросом: что каждый из нас может сделать для того, чтобы не стать жертвой эпидемии?

Конечно, самые простые рекомендации, которые помогут защитить себя и окружающих от распространения нового коронавируса, наверняка, известны уже каждому: не выходить из дома без крайней необходимости, чаще мыть руки, не дотрагиваться до лица, использовать медицинскую маску и санитайзеры, а также соблюдать социальную дистанцию, если ты все-таки оказался на улице.

Но важно не забывать и об укреплении иммунитета, в том числе при помощи медикаментозной неспецифической противовирусной терапии, отмечает доктор медицинских наук, профессор Владимир Никифоров. «Речь идет о препаратах не узконаправленного действия против конкретного штамма вируса, а направленных на общие ответы организма, – поясняет он. – Это иммунокорректирующие препараты, которые хорошо известны врачам и пациентам. Они влияют на общий иммунный ответ, и есть все основания их рекомендовать».

К таким препаратам, в том числе относятся препараты из группы индукторов интерферона (наиболее известные из них – Кагоцел, Циклоферон), которые упоминаются также и во временных методических рекомендациях Минзрава РФ по профилактике, диагностике и лечению COVID-19.

Интерфероны – это особые белки, который начинает вырабатываться в клетке в ответ на проникновение вируса и блокирует его дальнейшее распространение. Академик РАН Феликс Ершов объясняет, что система интерферонов является важной частью врожденного иммунитета. По его словам, «система интерферонов обеспечивает защиту от разнообразных вирусных инфекций, а также участвует в предупреждении развития опухолей. Она же увеличивает популяционную резистентность, невосприимчивость к вирусам, среди которых 200 вызывают ОРВИ. К таким вирусным инфекциям относится грипп и в том числе коронавирусная инфекция».

Директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург, в свою очередь, убежден, что в смысле активности интерферона человечеству стоит взять на вооружение пример тех, кто, собственно, оказался «виновен» в нынешней эпидемии коронавируса – летучих мышей. «У них гены интерферонов устроены в точности, как у нас, - рассказывает ученый - за одним-единственным исключением, что они у них постоянно включены, а у нас они включаются, только когда патоген в нас проникает. За счёт этого их врождённый иммунитет всегда начеку и готов справиться». Неудивительно, что для летучих мышей ни новый коронавирус, ни многие другие инфекционные заболевания оказываются нестрашны, ведь эти животные в принципе крайне редко болеют.

К слову сказать, советская фармакология всегда с особым интересом относилась к изучению человеческого иммунитета и в свое время создала много лекарств, содержащих человеческий интерферон. Но такие препараты имели определенные недостатки.

«Если при наличии вирусных инфекций вводить экзогенные [готовые] интерфероны, возникает иммунный ответ на чужеродные белки. Производимые антитела блокируют их противовирусное действие, связываясь с ними и не давая сдерживать размножение вирусов», - говорит Феликс Ершов. - Но есть второй способ — стимулировать производство своих аутологичных [естественных] интерферонов. Поиском такой возможности и занялись советские учёные ещё в 1962 году. Спустя годы они создали особые молекулы — индукторы интерферонов, которые усиливали образование аутологичных интерферонов, не вызывая при этом иммунного ответа к ним, так как они свои».

Таким образом, получается, что индукторы интерферона – это более продвинутая группа препаратов по сравнению с готовыми синтезированными интерферонами, поскольку индукторы интерферона не подсаживают в организм человека «чужаков», а способствуют выработке собственных естественных интерферонов организма. Этот подход не только обеспечивает максимальную эффективность, но и позволяет избежать каких-либо нежелательных реакций организма на чужеродные белки.

Говоря об индукторах интерферона, Александр Гинцбург добавляет: «Таких препаратов немного, их разработали лет 45–50 назад в СССР. Как всегда (не открою большой военной тайны), они разрабатывались по заданию для защиты организованных коллективов в первую очередь, потому что, как у летучих мышей, там люди находятся в тесном скоплении, инфекция может распространяться гораздо быстрее. Когда началась перестройка, эти препараты очень хорошо и быстро вышли в коммерческое использование. В западной медицине аналогов им я не знаю. Поэтому это надо использовать, это наше преимущество».

"