Posted 4 августа 2014,, 07:27

Published 4 августа 2014,, 07:27

Modified 12 сентября 2022,, 03:54

Updated 12 сентября 2022,, 03:54

Сюрпризы реформы ОСАГО

4 августа 2014, 07:27
ОСАГО в России больше десяти лет. Обязательное страхование автогражданской ответственности ударило по водителям в 2003 году. Все это время вместо цивилизованного решения проблем полис ОСАГО приносил головную боль. Скромный лимит возмещений (не больше 120 тысяч рублей), занижение выплат, хитрые условия в договорах. К...

«…Другими словами, безубыточна страховая компания лишь в одном случае, когда она кинула всех, не выплатив никому ни копейки…»

При этом весомая доля страховых фирм намеренно создавалась с прицелом исключительно на ОСАГО. Бизнесмены заранее полагали, что основную прибыль им должны принести водители и не делали ставку на другие страховые продукты. В таком состоянии страховщики безбедно существовали долгие годы, что не мешало им стабильно стонать о недостаточной прибыли, убытках и необходимости роста тарифов. Кстати, убытками, с точки зрения страховщиков, считаются выплаты. Если страховая компания возместила ущерб на пятьдесят тысяч рублей, то ее убыток составил те самые пятьдесят тысяч. Другими словами, безубыточна страховая компания лишь в одном случае, когда она кинула всех, не выплатив никому ни копейки.

«…Страховщики перегрели деньгами недвижимость, сделав недосягаемой покупку квартиры семьей без применения ипотеки…»

Вместе с тем закон «Об ОСАГО» четко обозначает границу между жизнью и смертью страховой фирмы. Документ утверждает норму в 77%. Страховая компания жизнеспособна, если вернула обратно до 77% собранных с водителей денег. То есть, 77-процентая убыточность это норма, на которую страховщики шли сознательно, притом, что в действительности выплаты по России перешагнули этот рубеж лишь недавно.

Это не афишируется, но у страховщиков есть еще один значимый инструмент по извлечению прибыли – инвестиционный доход. Собранных с водителей денег настолько много, что держать их в мешках за бронированной дверью глупо. Поэтому страховщики охотно инвестируют эти запасы, в том числе, в строительный сектор. Сколько стоил квадратный метр жилья до 2003 года? И как изменилась цена на недвижимость с началом ОСАГО? Страховщики перегрели деньгами недвижимость, сделав недосягаемой покупку квартиры семьей без применения ипотеки.

«…Как оценить, укладываются ли полученные повреждения в обозначенный лимит выплат? Даже профессионалы не спешат с выводами, опасаясь скрытых дефектов, а уж неподготовленный водитель обречен на ошибки…»

В последние годы ситуация со страхованием транспортных средств накалилась. Конфронтация сторон усилилась. Все это вылилось в реформу ОСАГО. Первый пакет поправок в закон вступил в силу на днях – 2 августа 2014. Выросли лимиты выплат по европротоколу, позволяющие, при определенном стечении обстоятельств, самостоятельно, без ГАИ, оформлять ДТП. Они поднялись с 25 до 50 тысяч рублей. Позже в Москве и Санкт Петербурге в порядке эксперимента эту цифру поднимут до 400 тысяч, в очередной раз, растоптав, 19 статью Конституции о всеобщем равенстве перед законом вне зависимости от места проживания. При этом пользоваться европротоколом по-прежнему рисково. Как оценить, укладываются ли полученные повреждения в обозначенный лимит выплат? Даже профессионалы не спешат с выводами, опасаясь скрытых дефектов, а уж неподготовленный водитель обречен на ошибки. К тому же, в законе прописано, что оспорить решение страховой компании в этом случае будет нельзя. Но Павел Бунин – президент РСА (Российского союза автостраховщиков) в интервью РБК понадеялся, что увеличение страховой суммы по европротоколу будет стимулировать большее количество водителей самостоятельно оформлять ДТП и позволит более эффективно решать проблему дорожных пробок.

Другая поправка – схема безальтернативного возмещения убытков. Со второго августа потерпевший обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию. При этом поправки о безальтернативном возмещении убытков, вступающие со 2 августа, имеют обратную силу – норма будет распространяться и на договоры, заключенные ранее. Хотя Павел Бунин в разговоре с РБК отметил: «если страховой случай заявлен в компанию виновника ДТП до вступления в силу соответствующей нормы закона, урегулирование будет происходить по старой схеме».

«…Но основной пакет изменений в закон «Об ОСАГО» вступит в силу с 1 сентября. И здесь есть немало сюрпризов…»

Но основной пакет изменений в закон «Об ОСАГО» вступит в силу с 1 сентября. И здесь есть немало сюрпризов. РСА настаивает на удалении документа понятия «оригинальные детали», заменив его «сертифицированными деталями». Примечательно, что автозапчасти не попадают под обязательную сертификацию, а значит, могут быть сертифицированными кем угодно. А еще износ… Он, кстати, снизился с 80 до 50%, хотя есть страны, где износа нет вовсе. Все это будет называться единой методикой оценки ущерба.

С 1 октября 2014 вырастут лимиты по железу. Со 120 до 400 тысяч рублей, хотя насколько реальными будут эти деньги – большой вопрос. Позже повысятся выплаты за вред жизни и здоровью – со 160 000 до 500 000 рублей. Такая динамика гарантирует рост тарифов ОСАГО. Насколько? Версии разные: от 25 до 60%.

[mceAuthor]Текст: Роман Харитонов[/mceAuthor]

"