Posted 4 октября 2019, 14:12
Published 4 октября 2019, 14:12
Modified 20 августа, 15:30
Updated 20 августа, 15:30
В 2017 году тлевшие конфликтные ситуации на почве национального вопроса получили новый виток и в национальных республиках разгорелся языковой скандал. Пока одни пытались отстоять обязательность изучения татарского языка, другие активизировались в его популяризации.
Что только ни делается, чтобы нести культуру в массы: новые молодежные фестивали запускаются чуть ли не каждый год, к популяризации привлекаются блогеры, на официальных мероприятиях действует негласное правило — хотя бы один доклад должен быть на татарском. Бывают и события на международном уровне, например Ниагарский водопад в День республики окрасили в цвета татарстанского флага.
Если вы, побывав на Сабантуе или увидев фильм, воодушевились на изучение татарского языка, то, возможно, ваш взгляд падет на бесплатные курсы в Казанском федеральном университете, который набирает группы с 2011 года. Их заказывает структура минобрнауки РТ — Институт развития образования Татарстана, и проходят они на республиканские деньги.
На сайте госзакупок опубликованы тендеры на «оказание образовательных услуг по организации обучения — курсов изучения татарского языка как родного, неродного и иностранного для населения Республики Татарстан, Российской Федерации, зарубежных стран» с 2015 года.
Все эти годы обучение обходилось бюджету Татарстана во все меньшую и меньшую сумму: если в 2015–2016 годах выделялось по 2,4 млн рублей, то в 2017-м — миллион рублей, еще год спустя — 900 тысяч рублей, пока сумма не сократилась до 500 тысяч рублей в этом году.
Чем меньше была сумма, тем меньше становилась квота на прием слушателей. Из 300 учеников, которых были готовы принять в 2015 году, через пару лет в языковые группы могли войти 150 человек, а в 2019 году и вовсе сотня.
Но то, что правительство оплачивает обучение только 100 слушателей, не означает, что набор ограничен. Педагоги готовы учить татарскому языку, даже если группы переполнены. Например, в этом году изучать татарский язык в КФУ изъявили желание почти 250 человек — столько фамилий содержится в списках групп. Сколько из них добросовестно посещают занятия, посчитать сложно. Однако по наблюдениям корреспондента Inkazan класс стандартных размеров заполнен почти полностью — пустых парт очень мало. На занятиях можно встретить учеников разных из социальных категорий: пенсионеров и молодежь, татарстанцев и представителей других регионов, даже иностранцев.
Как пояснила доцент кафедры общего языкознания и тюркологии Института филологии КФУ, куратор курсов Кадрия Фатхуллова, на них заявляется действительно заявляется больше людей, но вуз все равно принимает всех. В таком случае часть из них приходят в качестве вольных слушателей.
«Хорошо. Пусть сидит (ученик — Inkazan). Это вольные слушатели. Мы им не выдаем сертификат, мы не отказываем никому (в приеме — Inkazan). Они приходят и слушают как вольные слушатели. Их это устраивает. У них нет никаких претензий к нам», — рассказала она.
Какой-то процент слушателей отсеивается, как это бывает в любой работе: кто-то заболел, кто-то не смог, у кто-то семейные обстоятельства, здоровье.
Курсы проводятся один раз в год — в осенний семестр. То есть, чтобы пойти в группу на уровень выше, приходится ждать год. Желающие учить татарский просят продлить курсы на весну, но пока таких решений не принималось.
«Да, они спрашивают, вопросы задают на оргсобрании, в другие годы звучали. Мы говорим, что в рамках государственной программы бесплатные курсы предусмотрены только один раз в год. Это тоже министерство (решает — Inkazan). Деньги выделяет министерство, все финансовые вопросы, все вопросы по квоте, по индикаторам — все это относится к компетенциям министерства образования», — объяснила Фатхуллова.
При этом в КФУ есть курсы по иностранным языкам, которые идут два семестра. Да, их проводит другой институт, по языкам других стран, но, пожалуй, главное отличие — занятия оплачивают сами ученики, а не бюджет Татарстана. На организационном собрании в преддверии курсов татарского языка позвучало, что слушателям предлагали организовать уроки весной, но платно. Набрать группу пока не удавалось.
По информации портала госзакупок, стоимость обучения тоже подешевела. При подсчете выясняется, что в 2015 году на одного слушателя приходилось 74 рубль/час. А в нынешнем году только 46 рублей за человека в час. Непонятно, как при этом изменилась оплата труда преподавателей. Inkazan направил запросы в вуз и минобрнауки РТ с вопросами о том, почему сократилось количество слушателей и как оплачивается труд педагогов, на момент написания материала ответ не поступил.
КФУ — не единственное место в Татарстане, где проводятся занятия по татарскому языку. Свои курсы в 2018 году запустило Духовное управление мусульман РТ по инициативе муфтия республики Камиля Самигуллина. Уроки проходят в мечетях 15 районов Татарстана. Всего по республике посещали курсы порядка 600 человек.
Они тоже бесплатные, но на сайте ДУМ нигде не указано, оплачивает ли обучение правительство РТ. Зато организаторы курсов оперативно откликнулись на просьбы слушателей: занятия продлили с трех месяцев до полугода.
Есть и частные инициативы тех, кто радеет о языке. Например, руководитель пресс-службы руководитель пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин спродюсировал проект «Татарский с Дмитрием Петровым» на телеканале «Татарстан-24». На презентации проекта он рассказал, что родился в городе и до сих пор не было случая, чтобы он «почувствовал» татарский язык.
«Бюджет минимальный. Государственный бюджет здесь не потрачен. Просто энтузиасты собрались, например, Арина помогала нам со студией. Но проект поддержан Рустамом Нургалиевичем», — заявил Хайруллин.
После языкового скандала судьбой национальных языков озаботились и медийщики на федеральном уровне. Так, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в августе прошлого года запустил передачу «Говорим по-татарски».
Язык можно изучать и самостоятельно через интернет, например, в онлайн-школе «Ана теле». Она тоже создавалась не без участия властей: проект осуществляется в рамках соглашения между Татарстаном и компанией EF Education First с 2013 года по поручению главы республики. В годы запуска на нее был ажиотаж.
Уроки татарского языка есть и в других городах. На сайте КФУ говорится об аналогичных курсах в Уфе, Екатеринбурге, Ульяновске. Однако оплачивает ли их республика или кто-то еще непонятно.
Вот и получается, что что власти могут говорить о серьезных вещах - о создании Стратегии развития татарского народа, о разработке компьютерных татароязычных переводчиков, о том, как много культурных мероприятий проводится. Но что это все значит, если даже в городе, который считается столицей всех татар в мире, группы татарского рассчитываются лишь на 100 человек в год?