За стеклом: как устроен хрупкий бизнес в России

За стеклом: как устроен хрупкий бизнес в России
5 апреля , 17:54ОбществоФото: 1МI
Сегодня чаще всего стекло применяют в строительстве и благоустройстве домов. Руководители стекольных фабрик убеждены, что пока развивается строительный рынок, будет развиваться и стекольный. О том, что скрывается в зазеркалье отрасли, рассказал «Бизнес Вектор».

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин убежден, что стекольный бизнес — это очень дорогое и непростое производство. Для этого нужно обладать сырьём и соответствующим оборудованием, а также вкладывать серьезные деньги для наладки всех процессов.

Сегодня оборот российского стекольного рынка составляет около 70 млрд рублей в год. Большая часть из них вращается во внутреннем рынке. В прошлом году в стране выпустили 217 миллионов квадратных метров стекла: 47% — окна, 25% — фасадное остекление, зеркала и стекла для интерьеров — 22%, еще 6% — автомобильные стекла.

В Татарстане одним из крупных стекольных производителей в свое время был Васильевский стекольный завод в Зеленодольском районе республики. Но в современной истории его дела пошли не гладко. В конце 2018 года ПАО «Спурт» обратилось в Арбитражный суд с требованием обанкротить предприятие. Сумма исковых требований составила 601,9 миллиона рублей. В 2019 году суд признал завод банкротом.

В марте 2020 года предприятие, некогда производившее термостойкую посуду, начало распродавать свою продукцию: единым лотом он выставил на торги десятки наименований мисок, кастрюль, крышек и прочей посуды. Так, кастрюли и миски были выставлены на сумму 100 млн рублей, мензурки и сувениры — на 23 млн рублей. О продаже самого завода стало известно в прошлом августе. Начальная цена торгов составит 436,9 млн рублей.

По соседству с Татарстаном, в Башкирии работает самый крупный игрок рынка «Салаватстекло». Всего у предприятия два завода. Второй — в Саратове. В прошлом году их выручка превысила 14,5 млрд рублей, при том что из-за коронавирусных ограничений какое-то время заводам пришлось простаивать.

Фото:1МI

Стекольный рынок в России четко структурирован. Девять компаний производят стекло, а несколько тысяч перерабатывают его в конечные изделия, именно в этом секторе образовывается наибольшая конкуренция. Но в каждом регионе есть лидер. К примеру, в Москве — это Московская зеркальная фабрика, на которой в день производят до 500 изделий по индивидуальным заказам.

По словам Александра Гришина, руководителя производственной площадки фабрики, около 60-70% заказчиков — это частный сектор. Еще 30-40% — это оптовые заказы юридических лиц. Во время пандемии число заказов практически не уменьшилось, но упала средняя стоимость. Россияне стали больше интересоваться сегментом из экономкласса.

Сегодня на фабрике производство разделилось примерно пополам. Половина изделий зеркальная, а вторая — стеклянная, она наиболее прибыльная. Причина в том, что во время производства изделие проходит множество процедур: кромка, закалка, сверление — отсюда большая наценка. Но в коронавирусный год выручка стекольной фабрики снизалась на 20%, а прибыль на 25%. Виной всему не столько снижение заказав, сколько рост цен на оборудование. Большинство станков — зарубежные, и из-за роста курса валют они стали дороже.

«Мы предложения свои формулировали, что нужно разрабатывать программу по развитию именно оборудования для стекольной промышленности — естественно, государство должно поддержать, чтобы интересы отрасли в этой части удовлетворить», — рассказал Катырин. Сейчас основная стоимость производства стекла уходит на сырье — 30%, энергия — еще 15%, 10% — вспомогательные материалы, 25% — логистика, еще 20% — прочие расходы.

В 2020 году российская дочка американской корпорации «Гардиан Глас» произвела 44 миллиона квадратных метров стекла. 22 млн квадратных метров — листовое стекло, еще 18 — стекла с покрытием, 4 млн квадратных метров — зеркала. Сейчас в России растет спрос на сложные продукты, поэтому корпорация намерена увеличить объемы именно этого производства.

Сегодня большая часть продукции уходит в производство стеклопакетов и окон. По словам генерального директора компании «Гардиан стекло сервисис» Елены Рассудимовой, на российском строительном рынке продукция распределяется по трем основным направлениям: фасады зданий, здесь пик спроса приходится на 3-4 квартал, частный сектор — лето, интерьерные решения — межсезонье.

За последние пять лет коэффициент остекления в российских домах и квартирах вырос до 20%. Производителя убеждены, что в ближайшие годы каждая четвертая поверхность в домах будет прозрачной. По словам президента ТПП, спрос на продукцию есть, и никто из строителей не скажет, что он не может достать стекло.

Что только добавит аппетита стекловаренным печам. Государство со своей стороны активно поддерживает основных потребителей стекла — строителей жилья. «Стройка, конечно, достаточно сильно просела из-за ковидных дел, но потом, в общем-то, в целом 2020 достаточно успешным получился с точки зрения строительства. Ну и, соответственно, результат по стеклу», — заключил Катырин.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter