Posted 5 мая 2012,, 11:58

Published 5 мая 2012,, 11:58

Modified 11 сентября 2022,, 08:46

Updated 11 сентября 2022,, 08:46

Районы: Юдино — рельсы из кармана города

5 мая 2012, 11:58
InKazan отправился на экскурсию в самый железнодорожный микрорайон Казани.

Посёлок включён в черту города Казани после Великой Отечественной войны.

О названии

В 1918 году большая часть посёлка Красная горка, который находился севернее хода железной дороги Москва—Казань, по указу Ленина была переименована в посёлок Юдино, который стал первым в России населённым пунктом, названным в честь героя гражданской войны — Яна Юдина.

Во время Великой Отечественной войны в поселке составлялись бронепоезда.

Макет электропоезда

На территории Красной Горки во времена гражданской войны проходили ожесточённые бои. На стороне красных сражались латышские стрелки под командованием унтер-офицера Яна Юдина. Красные отступили от Казани под напором белочехов. Части Яна Юдина ждали подкрепления из Свияжска. 12 августа 1918 года в районе станции Красная Горка Ян Юдин был убит осколком снаряда.

В начале ХХ века Красная Горка была населенным пунктом сельского типа, основная часть которого располагалась к югу от железной дороги (нынешний микрорайон Красная Горка).

Железнодорожное депо, которое было построено в 1914 году, дало начало постройкам на территории Юдино. К 1920 году территория построек в северной части была расширена вдвое, и населенный пункт приобрел статус посёлка городского типа. Юдино стало районным центром Юдинского района.

В 50-е года ХХ века поселок был включён в черту города Казани, а уже в 70-х годах он стал расширяться: были построены автомобильный и пешеходный мосты, по которым можно перебраться в южную часть посёлка и в Красную Горку, которые отделёны железнодорожными путями.

Под стук колес

Свою историю локомотивное депо Юдино также ведет с 1918 года, когда на месте существующего ныне предприятия было построено деревянное здание паровозного депо. В бревенчатом двухсекционном здании депо обслуживались не только 9 паровозов серии Ы, Ов, Чн, Нв, но и действующий вагонный парк. Это здание в 1923 году сгорело вместе с оборудованием.

Макет здания станции Юдино

Несмотря на разруху, в 1924 году были изысканы средства на строительство нового депо. Было спроектировано производственное здание, отвечающее требованиям 30-х годов. На строительную площадку стал поступать из Финляндии природный камень, развернулась большая стройка. В 1926 году первая очередь паровозного депо была сдана в эксплуатацию.

Рисунки детей железнодорожников отличаются проработанностью деталей.

С началом советских «пятилеток» значительно возрос грузопоток, рос и обновлялся локомотивный парк. К середине 30-х годов приписной парк составлял уже 45 паровозов, обслуживаемых и ремонтируемых в современном для своего времени депо, оснащённом всем необходимым оборудованием.

В годы войны

В годы Великой Отечественной войны юдинские локомотивщики полностью обеспечили возросшие потребности страны в железнодорожных перевозках. В стенах локомотивного депо Юдино в мае 1942 года был построен бронепоезд «Красный Татарстан», с боями прошедший от Сталинграда до Польши.

Макет бронепоезда «Красный Татарстан»

В годы войны коллектив локомотивного депо Юдино восемь раз завоёвывал первенство по итогам всесоюзного социалистического соревнования с вручением переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны (ГКО). По окончании войны решением ГКО переходящее Красное знамя было передано на вечное хранение коллективу локомотивного депо Юдино.

Ранее поселок был населён преимущественно работниками расположенного здесь депо и прочих железнодорожных предприятий. В последующем он стал обычным городским микрорайоном с типичной застройкой многоэтажными жилыми зданиями.

В посёлке есть небольшой рынок, несколько магазинов и прочие общественные заведения всех категорий. Жилые дома в Юдино имеют разную архитектуру: малоэтажные «сталинки», обычные «хрущёвки», 9 и 14 этажные здания конца XX века, а также частный сектор. В Юдино действуют небольшие мечеть «Жомга» и церковь Александра Невского. Жители посёлка также посещают церковь Николая Чудотворца в Красной Горке (закрытую в советское время, а в 1990 году — отреставрированную и вновь открытую). В Юдино располагается единственный в Казани ашрам общества сознания Кришны.

В небольшом Юдино есть четыре площади: Юдинская площадь с ДК Железнодорожников и фонтаном, площадь-аллея Славы с мемориалом жителям, павшим в Великой Отечественной войне, площадь 1000-летия Казани с монументом героям и тыловикам войны, фонтаном и тепловозом-памятником, площадь Железнодорожников со стелой РЖД и фонтаном.

На данный момент ремонтное локомотивное депо Юдино–Казанский, образованное на базе локомотивных депо Юдино и Канаш, занято ремонтом подвижного состава. Так, в 2010 году было отремонтировано 1843 тепловоза, 43 электровоза и 18 единиц специального подвижного состава.

Всего в Юдино насчитывается около 17 тыс. человек.

Всего в Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Горьковской железной дороги 7 ремонтных локомотивных депо: Муром-Восточный, Горький-Центральный, Киров-Вятка, Лянгасово-Западный, Юдино-Казанский, Агрыз-Южный, Красноуфимск-Уральский.

Редакция Inkazan выражает благодарность железнодорожному музею юдинского узла Казанского региона Горьковской железной дороги.

[mceAuthor]Фотографии: Ринат Назметдинов[/mceAuthor]

"