Posted 5 февраля 2013,, 21:48

Published 5 февраля 2013,, 21:48

Modified 11 сентября 2022,, 08:40

Updated 11 сентября 2022,, 08:40

В Казани отметили день рождения резиновой обуви!

5 февраля 2013, 21:48
В Музее социалистического быта открылась выставка «Люди и галоши: 210 лет вместе!». Наша съемочная группа отправилась туда за «фототрофеями».

Директор музея социалистического быта Рустем Валиахметов и примечательный экземпляр его коллекции.

Помимо самих фотографий, в музее удалось раздобыть много интересной информации о знакомом всем виде обуви. К примеру, мы узнали что подошву для первых кед изготавливала знаменитая шинная компания Goodyear, галоши в XIX веке по своей статусности были сродни современному айфону, и о том, что американцы помогли советскому союзу наладить выпуск первой резиновой обуви. Однако… Обо все по порядку.

Галоши несмотря на свою урбанистичность имеют давнюю историю. 210 лет назад, в 1803 году они были запатентованы англичанином Рэдли, как тканевые чехлы для обуви, пропитанные соком каучукового дерева.

Главным недостатком первых моделей была недолговечность. Они плохо переносили жару и холод. Ситуацию изменило изобретение Чарльзом Гудийром метода вулканизации каучука. Резина, которую он по сути изобрел, помогла галошам начать завоевывать популярность по всему миру.

В 1860 году благодаря немецкому предпринимателю Фердинанду Краузкопфу в России заработала первая фабрика по производству галош. Они стали важным предметом гардероба всех сословий: от дворян до крестьян и рабочих, являясь не только предметом первой необходимости, но и символом щегольства.

Основным покупателем этих резиновых изделий первые десятилетия было городское население, причем все его категории. Галоши стали частью выходного костюма кадровых рабочих, которые нередко надевали их на обувь даже тогда, когда погода этого не требовала — это придавало определенный шик.

Сельские жители того времени, одев галоши на валенки, чувствовали себя просто аристократами.

Во время первой мировой войны производство этого вида обуви отошло на задний план — стране нужна была резина для автотранспорта и авиации.

С 1921 года начали выпускаться уже советские галоши. Из предмета роскоши они перешли в разряд товаров первой необходимости. Большая часть первых советских галош производилась на советско-американских предприятиях «Красный треугольник».

На выставке в Музее соцбыта постарались наглядно показать, что к 60-м годам ХХ века ассортимент изделий достиг максимальной широты. Мужские, женские, детские галоши; изящные, с гнездом для каблучка, а также для необутой ноги — на все случаи жизни.

Галоши с брезентовым продолжением — прообраз современных кед. Кстати, этой спортивной обуви на выставке посвящен отдельный стенд, начиная с первых сдержанных моделей конца 50-х гг. и заканчивая последними советскими, уже, насколько это возможно, украшенными разноцветными полосками. Этот вид обуви у нас часто называли сланцами. Это было связано с названием города, в котором они производились.

Сочетание войлока и резины породило на свет такое изделие как боты. «К 70-м годам тиражи этой обуви достигли огромных масштабов. В народе их остроумно называли «Прощай, молодость!» или «прощайки». Лет тридцать назад в истории нашей страны наступил новый этап развития. К галошам стали относится с прозрением. Поползли слухи о том, что такая обувь взывает заболевания ног. «Мода» и «галоши» стали понятиями несовместимыми».

Кстати, по свидетельству пришедших в музей туристов из Америки и Европы, галоши за границей избежали резкого заката в 60-70-х годах, и периодически к их теме обращаются современные кутюрье. А что касается нашей страны, учитывая ее погодные условия, культовая обувь постепенно возвращается в том или ином виде, считают в музее.

"