Posted 6 мая 2019,, 09:13

Published 6 мая 2019,, 09:13

Modified 12 сентября 2022,, 15:07

Updated 12 сентября 2022,, 15:07

Российский «Суперсамолет» из зарубежных деталей: история Superjet 100

6 мая 2019, 09:13
Накануне в аэропорту Шереметьево произошла катастрофа с самолетом «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100 — погиб 41 человек. Это не первая трагедия, связанная с этой моделью самолета, на создание которого потратили около 10 лет.

Sukhoi Superjet 100 был собран в России в компании «Сухого» при поддержке иностранных структур. Всего в создании самолета задействовали 30 предприятий. Они поставляли комплектующие для Superjet. Главным консультантом по созданию нового «Сухого» была компания Boeing. Самолет был разработан исключительно для перевозки пассажиров.

Весной 2003 года был проведен конкурс среди проектов разработки первого после развала СССР российского самолета. Победу одержал проект под рабочим названием RRJ (№ 97 002). Однако к сборке прототипа воздушного судна приступили только спустя три года. Тогда была образована Объединенная Авиастроительная Корпорация (ОАК), целью которой являлось сохранение за Россией роли третьего в мире производителя самолетов.

Ключевым пунктом в этой программе и стал проект RRJ, который после переименовали в «Суперсамолет Сухого» (Sukhoi Superjet 100). Иностранное название самолета связывают с тем, что он почти на 80% собран из импортных комплектующих.

Сам «Суперджет» создан по классической схеме конструкции низкоплана. Систему удаленного управления представила компания Liebherr Aerospase — немецкая компания, которая создает кондиционеры, системы управления полетом и приводы, шасси, разные редукторы для аэрокосмической промышленности.

Бортовое оборудование представила корпорация Thales — крупнейшая компания из Франции, которая проектирует информационные системы для авиакосмического, военного и морского применения. 60% продукции этой компании уходит в военную отрасль.

Все комплектующие пассажирского салона разработала американская компания Aerospase. Шасси, гидросистему, топливную систему, тормоза и электронику также предоставили иностранные компании.

Самолет оснастили двумя турбореактивными двигателями типа SaM146. Их производством занимается компания PowerJet — совместное предприятие российского НПО «Сатурн» и французской компании Snecma. Первое — расположено в Рыбинске Ярославской области. Компания входит в АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК). Компания занимается производством и обслуживанием газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации.

Вторая структура является одним из мировых лидеров среди аэрокосмических корпораций. Двигатели типа SaM146 не устанавливаются больше ни на один вид воздушных судов. Осенью 2018 года СМИ сообщали, что SaM146 выходят из строя раньше времени. Основной причиной назвали трещины в камерах сгорания и маслосборниках, которые поставляет французская компания. До первого капремонта двигатель должен работать до 8 тысяч часов. Однако неполадки якобы возникают уже после 2 тысяч часов полета.

«Конструкторское бюро Сухого» впервые оснастило самолет системой защиты машины от касания полосы хвостом при посадке или взлете даже в случае ошибки пилота. Кроме того, его оснастили системой, которая позволяет производить посадку с минимальным участием пилотов.

Российский предприниматель и экономист Дмитрий Потапенко в беседе с корреспондентом Inkazan заявил, что «Суперджет» был создан, чтобы выйти на мировой рынок авионики. При этом полноценным российским проектом этот самолет назвать нельзя.

«Это больше политический проект. С точки зрения экономики мы не большая держава. Многие отрасли мы не в состоянии потянуть. Рынок достаточно жесткий и конкурентный. Aerobus и Boeing на нем доминируют. И чтобы в него входить с точки зрения экономики можно только в кооперации с крупными игроками. Нужно набить руку в технологиях и после этого только входить на этот рынок. Сейчас мы очень серьезно отстаем. Здесь именно Суперджет показывает набор материалов и решений, которые мы смогли применить на нашем самолете», — сказал Потапенко.

Он также рассказал, что Суперджет собран «с миру по нитке» и является российской разработкой с очень малой долей участия российской авионики. «Мы давно ушли с рынка авионики как таковой и говорить о наших самолетах в приличном пространстве бессмысленно», — добавил предприниматель.

Сборку прототипа производили на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре (сейчас — КНААПО им. Ю. Гагарина). Спустя год проект доставили в Жуковский для испытаний в бюро ЦАГИ. Первый опытный экземпляр «Суперджета» представили в сентябре 2007 года. Впервые самолет поднялся в воздух в мае 2008 года. Перед первым полетом конструкторы много времени затратили на проверку всех основных систем «Сухого».

Коммерческая эксплуатация началась в 2011 году рейсом Ереван — Москва. Полет осуществляла армянская компания, которая приобрела авиалайнер. «Аэрофлот» также купил 10 машин, которые поставляли со скидкой. По некоторым данным, российская авиакомпания якобы разделяет с производителями риск при эксплуатации. «Суперджет» используют в Якутии, Индонезии, Вьетнаме и Мексике.

Несмотря на все новшества и последние технологии Sukhoi Superjet 100 имеет ряд недостатков. Стандартный «Суперджет» рассчитан на массу при взлете в 49,5 тонны. При этом на большинство продаж ориентируется на модель, в которой 95 посадочных мест. При взлете этот самолет имеет массу в 45,9 тонны. Поэтому разработчикам пришлось усовершенствовать эту модель, усилив структуру машины. Это привело к повышению веса и большим затратам топлива.

Самолет, потерпевший крушение в аэропорту Шереметьево был собран в Комсомольске-на-Амуре на производственной площадке КнАФ ЗАО «ГСС» в 2017 году. Первый полет совершил 21 июня того же года. Тогда он поступил в эксплуатацию в компанию «Аэрофлот». Сертификат летной годности — до 27 сентября 2019 года. Это не первая серьезная авария, связанная с Sukhoi Superjet 100.

На коммерческую эксплуатацию «Суперджеты» поступили в 2011 году. Уже год спустя — 9 мая — в Индонезии вблизи Джакарты один из «Суперсамолетов Сухого» совершал демонстрационный полет. На борту находились 45 человек. Борт с номером RA-97004 принадлежал ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». В ходе полета пилоты допустили ошибку и самолет врезался в гору Салак на высоте 1860 метров. Тогда погибли 37 пассажиров и 8 членов экипажа. Причиной катастрофы стали несколько факторов. Это — действия экипажа, отсутствие данных о рельефе местности, невнимательность и перегруженность диспетчеров Индонезии.

В июле 2013 года в Исландии в ходе сертификационных испытаний предсерийный «Суперджет» с номером 95005 приземлился с убранным шасси. На борту находились 5 человек, один из них получил травмы.

Спустя 5 лет осенью 2018 года Superjet 100 авиакомпании «Якутия» при посадке в аэропорту Якутска выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 92 человека. За медицинской помощью обратились четверо пассажиров. Самолет получил серьезные повреждения и впоследствии был списан.

После катастрофы в аэропорту Шереметьево в сети появилась петиция с требованием запретить эксплуатацию «Суперджетов». Автор петиции сообщила, что за последний год произошло несколько аварий связанных с самолетом. В апреле 2019 года был отложен рейс Москва — Воронеж. Причиной стал технический сбой. Месяцем ранее «Суперджет» «Аэрофлота» экстренно приземлился в Шереметьеве из-за треснувшего лобового стекла. В феврале 2019 года «Сухой» после приземления задел фонарный столб крылом. В июне прошлого года Sukhoi Superjet 100 совершил аварийную посадку в Барнауле. Причиной могло стать ложное срабатывание пожарной сигнализации на борту.

"