Posted 6 июля 2022,, 10:43

Published 6 июля 2022,, 10:43

Modified 18 сентября 2022,, 15:19

Updated 18 сентября 2022,, 15:19

Долго запрягаем, или как Татарстан провалил мусорную реформу

6 июля 2022, 10:43
Мусорная реформа должна спасти республику от погребения под слоем отходов. Спустя пять лет работы регоператоров выяснилось: в Татарстане нет инфраструктуры и денег на нее, хотя цены на услуги компаний растут. Это не устраивает ни жителей, ни власть. Последняя, очевидно, уже не надеется решить проблему своими силами.

В 2017 году Татарстан заключил 10-летние контракты с двумя региональными операторами по обращению с отходами: УК «ПЖКХ» и «Гринта». В течение пяти лет претворения в жизнь «мусорной реформы» в регионе спорили о необходимости существования в отрасли двух монополистов. Тем более, что у населения возникали претензии к их работе. А замминистра строительства Татарстана Алексей Фролов оценил деятельность компаний как «удовлетворительную».

Все подвисло: Татарстан может «утонуть» в мусоре

После пяти лет работы в регионе гендиректор отвечающей за восток Татарстана «Гринты» Светлана Ярлыченко признала: инфраструктура компании нуждается в развитии. К 2022 году оператор обещает запустить мусороперегрузочные станции в четырех районах — Мамадышском, Агрызском, Нурлатском и Актанышском. Здесь мусор будут пересыпать для перевозки к 17 существующим полигонам, большая часть которых будет переполнена к 2025 году.

У регионального минстроя есть план, как не допустить того, чтобы Татарстан утонул в мусоре. К 2025 году намерены построить два межмуниципальных комплекса по обращению с отходами с заводами для сортировки мусора, откуда он поедет на переработку или полигоны. Однако это только планы: концессионное соглашение на возведение объектов не подписано, нет ни источников финансирования, ни возможности взять деньги в кредит. Окончательное решение примут 2 августа.

— То есть мы можем говорить, что все подвисло? — спросил депутат Госсовета Юрий Камалтынов у замминистра строительства.

— Все подвисло, реальных источников нет, — подтвердил Фролов.

Ярлыченко заявляла: «Перед республикой стоял вопрос: либо мы роем новые ямы и туда складируем отходы, либо строим новую инфраструктуру, которая позволит снизить количество отходов». Татарстан выбрал второй путь. И споткнулся. Однако депутат Госсовета Александр Тыгин считает, что регион не может позволить себе провалить существующие планы — выбора просто нет. «Как обычно будем долго запрягать, и очень быстро ехать», — сказал он.

Впрочем, опыт показывает, что можно «долго запрягать» и никуда не двинуться. Так, в Татарстане переносят срок ввода в эксплуатацию мусоросжигательного завода под Казанью. Камалтынов напомнил, что строительство муниципальных комплексов по обращению с отходами обсуждается уже 1 год. Депутат предложил просить помощи у федеральной власти. Действительно, у республики есть мощное «строительное лобби», состоящее из ее уроженцев.

«Еще год будем обсуждать, а потом что будем делать? Забьем все полигоны и будем новую землю искать?», — задавался вопросом Камалтынов. Впрочем, обращение к вице-премьеру правительства России Марату Хуснуллину или главе федерального минстроя Иреку Файзуллину не гарантирует, что регион избежит самого неприятного варианта развития событий.

Вечные проблемы

Гендиректор отвечающей за запад Татарстана УК «ПЖКХ» Сергей Богатов рассказал о другой стороне проблемы: не все населенные пункты пользуются услугами регоператоров. Сейчас компания охватила только 86% из них. Причин несколько: некоторые поселения остались в реестре, но в них никто не живет, есть поселки, к которым нет дорог.

Вдобавок далеко не все жители исправно платят за вывоз мусора — а это 855 тысяч тонн отходов в год. Так, в Буинском районе собираемость платежей составляет 86%. Проблемы у компании вечные: юридические лица не хотят заключать договора на вывоз мусора, повлиять на них можно только через суд.

При этом для юрлиц и бюджетных учреждений тарифы и нормативы продолжают оставаться болезненными. Причина — кратный рост цен на вывоз отходов. Плата за вывоз мусора из муниципальных учреждений Казани с 2019 года выросла в 4 раза — до 74 млн рублей.

В Казани, особенно в городских поселках, не хватает контейнерных площадок. Жители не хотят, чтобы «мусорка» появилась около их дома, отказываясь от установки. К существующим в столице Татарстана площадкам мусоровозы не могут подъехать из-за запаркованности дворов или лишних бордюров.

«Навалы» мусора, особенно в жилых массивах, мог бы решить мешочный сбор. Пока он организован в 9 поселках, но сделать это не так просто. К примеру, жители улицы Чернопрудной уже несколько лет пытаются добиться от регоператора права на получение услуги через суды, но сделать этого не удается.

Богатов добавил: население не сортирует мусор, а если и делает это, то только при условии, что контейнеры «прозрачные». Впрочем, сложно объективно судить, что стало тому причиной — экологическая непросвещенность людей или недоверие к регоператору — жители не раз жаловались, что сортированные отходы смешиваются в жерле мусоровоза.

Однако глава Вахитовского и Приволжского районов Казани Марат Закиров заявил, что горожан нужно материально стимулировать к раздельному сбору мусора: сейчас физической мотивации к этому нет.

Депутат Тыгин отметил, что регоператоры слегка приукрашивают свою деятельность: проблем в их работе больше. По словам начальника отдела координации взаимодействия пользователей системы «Народный контроль» Рустема Низамиева, за первые 6 месяцев 2022 года граждане пожаловались на вывоз мусора 435 раз.

Чаще всего это были жители крупных городов — Казани, Набережных Челнов, Альметьевска и Бугульмы. Но и в маленьких селах есть проблемы. Так, в Мамадышском и Заинском районах летом отходы вывозят 2 раза в месяц, зимой — один раз.

Эксперты сошлись на том, что работы одного регоператора недостаточно. К проблеме нужен системный подход на уровне региона и федеральных властей, так как решение многих задач требует не только дополнительного финансирования, но и законодательных изменений.

"