Posted 6 сентября 2021,, 15:31

Published 6 сентября 2021,, 15:31

Modified 18 сентября 2022,, 12:15

Updated 18 сентября 2022,, 12:15

Законы подземелья: как бомжи победили бизнес

6 сентября 2021, 15:31
Казанский подземный переход на улице Саид-Галеева, который встречает туристов и горожан с железнодорожного вокзала, давно не отличается гостеприимным видом и запахом. Вместо сувенирных лавок и точек с ароматными эчпочмаками жителей ждут разбитые стекла и запах мочи. В чем причина — разбирался Inkazan.

В подземном переходе из заброшенных ларьков еще пару лет назад хозяева забрали свои товары, а остальное имущество в виде самих точек осталось на месте и стоит там по сей день. Сейчас стекла во многих палатках разбиты, некоторые граждане используют их как ночлежки, а некоторые и вовсе как общественные туалеты.

В августе этого года местные власти потребовали убрать эти торговые павильоны. Собственники 9 точек должны были добровольно демонтировать свои сооружения с 27 по 31 августа, иначе это будет делать город, начиная с 1 сентября. Причем в официальных документах отмечалось, что владельцы объектов не установлены.

Это не первая безуспешная попытка города навести порядок в этом месте. В 2019 году мэр Казани Ильсур Метшин поручил разобраться с вопросом и «ускорить темпы работ по приведению подземных переходов в нормативное состояние». Тогда он говорил, что у города нет задачи набить переходы торговыми точками, главное — сделать их безопасными. При этом тогда же он отмечал, что «есть разница между тем, как было и как стало». С момента этих слов разницы не наблюдается.

В исполкоме города Inkazan сообщили, что территория подземного перехода на улице Саид-Галеева три раза выставлялась на аукцион для размещения нестационарных торговых объектов, однако осталась невостребованной предпринимателями. Информацию о том, сколько торговых площадей пустует в подземных переходах города пресс-служба города не предоставила.

Ларек как основа капитализма

Всего в Казани 36 подземных переходов. По данным на 2019 год, торговля ведется в 6 из них, в том числе на улице Саид Галеева. Общая торговая площадь занимает 1 700 квадратных метров, у ж/д вокзала — 55 квадратных метров.

До 2018 года организацией аукционов занимался комитет земельных и имущественных отношений исполкома города. В октябре 2018 года обязанность перешла на комитет потребительского рынка.

После первых торгов самым перспективным с точки зрения успешной коммерческой деятельности арендаторов эксперты признали переход на улице Пушкина. Там площадь торговых площадей достигает 230 квадратных метров. В 2020 году местные власти хотели ликвидировать и их, но тогда дальше переполоха среди продавцов дело не сдвинулось.

В 2019 году сообщалось, что аукционы прошли по подземным переходам улиц Ершова и Восстания, где были установлены новые ларьки. До конца лета это должно было произойти и в пешеходном переходе на улице Саид-Галеева. Но очевидно, что победитель в тендере так и не был выявлен.

Сегодня право на размещение торговых объектов реализуется на 10-летний срок, к победителям аукционов предъявляются серьезные требования. Хотя, на первый взгляд этого и не скажешь, но они касаются внешнего вида торговых объектов и чистоты и порядка в переходах.

По мнению аналитика ГК «Финам» Алексея Корнева, в 2021 году бизнес в ларьках остается очень популярным по двум причинам: низкая стоимость входа и высокая проходимость.

«Люди ходят через переходы и к метро, плюс в них продают актуальные товары, там не купишь Bentley, там сигареты, напитки, очки — то что стоит не дорого и будет быстро раскуплено», — считает аналитик, добавляя, что это бизнес нижнего звена предпринимателей, но с него и строится капитализм.

Что касается конкретного перехода у железнодорожного вокзала, то по словам Корнева, это хорошая локация. Но если места принадлежат городу, и он выставляет цену на аукционе, а покупателей не нашлось, то вероятнее всего сумма не устроила потенциальных арендаторов.

«Видимо, руководство города не хочет прогибаться по цене вниз. Есть американские аукционы, где цены растут, а есть голландские, где снижаются. Видимо, на этом месте нужно было устроить именно такой», — считает Корнев.

Впрочем, не исключено, что желающий развивать бизнес в переходе у ж/д вокзала не находится из-за куда более низкой проходимости, чем на той же улице Пушкина. Власти могли бы повысить ее, благоустроив территорию, например, занявшись облагораживанием находящейся неподалеку набережной Волги. Однако это решение уже несколько лет остается на уровне разговоров.

Пока же Казань остается единственным городом на Волге, где нет благоустроенной набережной. Хотя в локациях, неожиданно ставших общественным туалетом, столица Татарстана, пожалуй, не единична.

"