Posted 6 октября 2016,, 09:15

Published 6 октября 2016,, 09:15

Modified 11 сентября 2022,, 17:56

Updated 11 сентября 2022,, 17:56

Бэби-боксы. Закон Мизулиной: дискуссия в Татарстане

6 октября 2016, 09:15
Бэби-боксы Закон Мизулиной: дискуссия в Татарстане В России разгорается дискуссия вокруг бэби-боксов. Более 200 тысяч человек подписали петицию против законопроекта сенатора Елены Мизулиной по их отмене. В Татарстане работает только один – в Набережных Челнах. Опрошенные Inkazan эксперты, в большинстве своем, выступили против устройств для анонимного отказа от младенцев. Исключение составил бывший настоятель католического прихода
Бэби-боксы
Закон Мизулиной:
дискуссия в Татарстане

В России разгорается дискуссия вокруг бэби-боксов. Более 200 тысяч человек подписали петицию против законопроекта сенатора Елены Мизулиной по их отмене. В Татарстане работает только один – в Набережных Челнах. Опрошенные Inkazan эксперты, в большинстве своем, выступили против устройств для анонимного отказа от младенцев. Исключение составил бывший настоятель католического прихода в Казани Диогенес Уркиза.

Сенатор, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина
Законопроект Мизулиной о внесении поправок в КоАП и закон „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" правительство поддержало. Об этом стало известно 28 сентября 2016 года. Среди прочего, Мизулина предлагает ввести ответственность для юрлиц за создание бэби-боксов. Штраф будет варьироваться от одного до пяти миллионов рублей.
«Во-первых, государство не должно поощрять отказы от новорожденных. Отмечу, что практика тех стран, которые в разные время прибегали к использованию бэби-боксов, показывает, что после появления возможности для анонимного оставления детей число отказов от детей резко возрастало. Во-вторых, само существование подобной возможности значительно повышает риски торговли детьми и иных сделок с ними, так как контроль за бэби-боксами невозможен», - пишет Мизулина на своем официальном сайте.

Однако дискуссия вокруг бэби-боксов началась еще раньше. Например, летом 2016 года против них высказался тогдашний детский омбудсмен Павел Астахов.
Экс - омбудсмен Павел Астахов
Что такое бэби-бокс?
Бэби-бокс или «окно жизни» — специально оборудованное место для анонимного отказа от ребёнка и передачи его на попечительство государства. Может располагаться при медицинских или религиозных учреждениях. Ведет свою историю из Средневековья под названием «коляска для отказников». Первая появилась в 1198 году в Италии. Приспособление получило одобрение Папы Иннокентия III, как позволяющее сохранить жизни младенцев. Сейчас бэби-боксы используются в Австрии, Чехии, Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Японии и других странах.
«Бэби-боксы открывают прекрасную возможность для торговли детьми. Они ж там все неучтенные. Видеокамер нет, документы никто не спрашивает. Не надо наступать на грабли, на которые в других странах до нас уже наступили», — заявил он «Комсомольской правде».

В ответ на законодательную инициативу Мизулиной на сайте change.org появилась петиция в защиту бэби-боксов. Ее создала москвичка Дарья Чибисова. Ее планируется направить на имя детского омбудсмена Анны Кузнецовой, как только будет собрано 300 тысяч голосов. На момент написания материала петиция набрала 219,86 тысяч подписей.
«На мой взгляд, такие бэби-боксы наоборот необходимо разместить по всей стране, а не закрывать их и так ничтожное количество. Бэби-бокс - это надежда ребенка на ЖИЗНЬ. Это возможность младенца не замерзнуть, не умереть на безлюдной улице, не быть выброшенным в мусоропровод»
Чибисова Дарья
В Татарстане действует только один бэби-бокс. Его открыли в Камском детском перинатальном центре в 2015 году. Инициировали проект активисты Набережных Челнов. В поддержку выступил Следственный комитет России по Республике Татарстан, ратуя за снижение насильственных младенческих смертей. 5 октября 2016 года издание KazanFirst сообщило со ссылкой на представителей медучреждения, что в бэби-бокс не поступило ни одного ребенка.
Уполномоченный по защите прав детей при президенте РТ Гузель Удачина сообщила Inkazan, что количество отказов от детей в республике снижается.
Уполномоченный по защите прав детей при президенте РТ Гузель Удачина
В 2013 году количество отказных детей было 149, а в 2014 и 2015 годах - вдвое меньше. 95 % детей сразу же нашли новую семью, говорит Удачина, сформировалась очередь на усыновление детей. «Это хороший показатель», - отметила она. «Моя позиция — против бэби-боксов. Я не считаю, что это реально является тем способом, которым мы должны сегодня спасать детей и оказывать помощь тем мамам, которые не могут справиться с воспитанием ребенка», - считает Удачина. Пропагандисты бэби-боксов заявляют, что они помогут в деле профилактики убийств детей матерями, но по республике Татарстан нет «серьезной статистики» по данному виду преступления, говорит омбудсмен.

«Те мамаши, которые совершают подобного рода преступления, никогда бы не воспользовались бэби-боксами. Для мам, которые испытывают трудности с воспитанием новорожденного, созданы все условия, для того, чтобы нормально родить ребенка в учреждении здравоохранения», - сказала Удачина.

По ее словам, в Татарстане работает программа «Никому не отдам», направленная на профилактику отказов матерей от новорожденных. Если женщина все же отказывается от ребенка, то нет никаких препятствий для написания соответствующего заявления. «То есть существует нормальный, абсолютно легальный способ предложить помощь этой маме или же оставить ребенка в специальном учреждении и найти ему новую семью», - уверена детский омбудсмен.

Несмотря на обнадеживающие цифры, в республике нередки случаи, когда матери оставляют своих детей на произвол судьбы или убивают
.

  • В 2011 году жительница Татарстана, имеющая награду мать-героиня, родила дома ребенка и оставила девочку умирать на чердаке. Мать шестерых призналась на допросе, что ей было стыдно перед людьми за большое количество детей.
  • В 2015 году мать двоих детей утопила младенца в ведре с водой. Беременность она скрыла, ребенка родила в бане своего дома.
  • В том же 2015 году в Казани произошел еще один шокирующий случай, когда молодая женщина оставила в сумке на заборе больницы №7 новорожденную девочку. Дело было зимой. Ребенок умер от переохлаждения. Мать стала фигуранткой уголовного дела, однако ее амнистировали.
  • Летом 2016 года в овраге в Приволжском районе Казани были найдены останки новорожденного мальчика. Его бросили в коробке из-под ботинок, которую положили в пакет. Поиски матери ребенка ведутся до сих пор.
  • 26 августа 2016 года женщина подбросила новорожденную девочку в целлофановом пакете к станции скорой помощи. Ребенка вовремя нашли прохожие, вызвали полицию, с девочкой все оказалось в порядке. Ее передали на попечение медиков.

Заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров сообщил корреспонденту Inkazan, что бороться нужно не со следствием проблемы, а с ее причиной.
Заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров
«Нужно бороться с извращением ценностей современного общества, укреплять институт семьи, искоренять само явление, а не запрещать бэби-боксы», - заявил в беседе с Inkazan заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров.

С другой стороны, рассуждает он, если правительство выдвигает инициативы об их запрете, то какие-то основания для этого есть. «Я думаю, что люди, которые бросают своих детей, даже не знают об их существовании. Когда бог дарует ребенка, многие относятся к этому событию отрицательно, ссылаясь на плохую экономическую ситуацию. Но в прошлом она была не лучше, во время войны и раньше рожали по 10-15 детей, и ничего, воспитывали», - высказался Батров.

Глава Казанской епархии поддержал точку зрения Удачиной. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан заявил Inkazan, что он не одобряет развитие программы бэби - боксов
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан
«Я считаю, что это ненормальное явление, мы развращаем людей этими бэби – боксами», - сказал Феофан.
Митрополит считает, случаи, когда матери детей просто выбрасывают, крайне редки, а создание бэби-боксов может спровоцировать рост числа отказа от детей. «Женщина родила, раз – в бэби - бокс, и как будто бы ничего плохого не сделала. Я считаю, что пользы они не принесут» - уверен митрополит.

Единственным, кто положительно отозвался о бэби-боксах стал генеральный викарий Епархии Святого Климента в Саратове Диогенес Уркиза, который более 20 лет проработал настоятелем католического прихода в Казани.
Экс-настоятель Римско-католического прихода Воздвиженского креста в Казани
«Нужно делать все возможное, чтобы спасти жизнь младенца. Это самая высшая ценность. Если бэби-бокс спасет хоть одну жизнь ребенка сохранению жизней детей, то они должны быть», - сказал Уркиза.

"