Posted 7 апреля 2020,, 10:35

Published 7 апреля 2020,, 10:35

Modified 17 сентября 2022,, 16:57

Updated 17 сентября 2022,, 16:57

В группе риска: могут ли магазины защитить сотрудников от коронавируса

7 апреля 2020, 10:35
В крупных казанских пабликах «ВКонтакте» распространился пост о том, что продавцы торговых сетей, находящиеся в зоне риска в период пандемии, не получают достаточных средств защиты. Inkazan выяснил, как с распространением коронавируса борются в супермаркетах города.

Защита персонала: маски, перчатки и обработка вентканалов

По словам автора поста, сотрудники супермаркетов не получают маски, перчатки, антисептики, а на фоне пандемии их руководство перешло на «удаленку». Он призвал людей не ходить в торговые точки без необходимости. В нерабочее время продуктовые магазины остаются одними из немногих, кто может работать, поэтому им нужно соблюдать определенные требования.

«Прежде всего необходимо обеспечить защиту персонала. Все работники магазина, в независимости от того, находятся они в зале или нет, должны быть обеспечены соответствующими средствами защиты. Прежде всего это маски», — рассказала Inkazan главный внештатный специалист по инфекционным заболеваниям Приволжского федерального округа (ПФО) Ирина Кравченко.

По ее словам, у торговых сетей должен быть достаточный запас медицинских масок, которые необходимо менять каждые два часа. Сотрудники могут использовать медицинские перчатки. Каждые два часа необходимо обрабатывать дезинфицирующим средством торговые залы, предметы: ручки дверей, корзинки и тележки, банковские терминалы, кассовые ленты.

Кравченко заявила, что нельзя позволять людям стоять близко друг к другу, оптимальное расстояние составляет два метра. Для этого можно приклеить на пол разметку. Необходимо каждый день измерять температуру работников и фиксировать информацию в журнале, а при ее повышении не допускать людей до исполнения обязанностей.

Инфекция может передаваться через систему вентиляции, поэтому необходимо проветривать помещения, открывая окна. Не лишним будет обрабатывать и сами вентиляционные каналы, считает эксперт. Inkazan направил запросы во все крупные торговые сети, которые представлены в Казани, попросив рассказать о принимаемых для недопущения распространения вируса мерах.

Всем им был задан один и тот же вопрос, поэтому ритейлеры не были ограничены в возможности предоставить информацию. Если магазин не попал в какую-либо из перечисленных ниже категорий предпринятых мер, значит в ответе на запрос они указаны не были.

Запросы были направлены в такие сети, как: «Магнит», «Лента», METRO, X5 Retail Group («Пятерочка», «Карусель», «Перекресток»), «Ашан», «Эдельвейс», «Бахетле». На момент публикации не поступили ответы только от сетей «Красное & Белое», «Бристоль», «РусАлка». Корреспондент Inkazan посетил магазины некоторых торговых сетей в Казани, проверив, соответствуют ли предоставленные ими данные действительности.

Без защитных экранов, антисептика и перчаток

Все опрошенные торговые сети заявили о том, что в их магазинах соблюдается дистанция между посетителями. Людей об этом информируют с помощью наклеек или громкоговорителей. В «Бахетле» разметка появилась не только около касс, но и в некоторых отделах. В METRO правило безопасной дистанции распространяется и на сотрудников.

Требование соблюдается не везде: в «Эдельвейсе» на улице Мусина, 61Б нет оповещающих о соблюдении дистанции наклеек, в отличие от точки на улице Короленко, 73. В остальных магазинах торговых сетей, где побывал корреспондент Inkazan, разметка имеется, но сами посетители не всегда соблюдают необходимую дистанцию.

Все ответившие на запрос Inkazan торговые сети заявили, что их сотрудники получают индивидуальные средства защиты, в «Эдельвейсе» работникам выдают не только маски, но и антисептики. В магазине сети на улице Мусина все это было в наличии, но продавец спустила маску, обслуживая покупателей. Ни перчаток, ни масок не удалось найти у сотрудников «Русалки» на улице Чуйкова, 40, лицо не закрывали продавцы «Бристоля» на улице Завойского, как и некоторые работники «Бахетле» на проспекте Ямашева.

Исходя из ответов на запросы, экраны возле касс устанавливают только в «Ленте», «Магните» и в METRO. Но на деле — как минимум в трех магазинах «Магнита», по адресам — Восстания, 9, Чуйкова, 3 и Четаева, 44в экранов не наблюдается. Дезинфицирующие средства для посетителей удалось найти только в METRO, «Бахетле» и «Перекрестке». Все ответившие на запросы компании, за исключением «Магнита» и «Бахетле», заявили, что изменили работу системы вентиляции. «Ашан» обрабатывает вентканалы — в магазине сети в ТЦ «Парк Хаус» действительно было свежо.

В METRO рассказали, что торговые помещения проветриваются каждые три часа, в «Эдельвейсе» — каждые два часа. В ответе «Магнита» указано, что для обеспечения дополнительных мер санитарной обработки установлен перерыв в работе с 14.00 до 14.30. Правда, проводится ли в это время проветривание — неизвестно. Татарстанская сеть «Бахетле» заявила, что сотрудники каждый час моют руки.

Помимо этой компании, похваставшейся дезинфекцией кассовых лент после каждого покупателя, об обработке торговых залов заявили во всех сетях. Все, кроме «Эдельвейса», который рассказал, что тратит на профилактику более 1 млн рублей в неделю, сообщили, что каждый день измеряют температуру работникам и не допускают до работы, если она повышается.

Премии, «удаленка» и предзаказы

В «Ашане» Inkazan заявили, что премируют основных сотрудников зала, касс, работников склада и менеджеров — в общей сложности 30 тысяч человек по всей России. «Эдельвейс» рассказал о надбавках за каждый час работы, в то же время численность персонала сокращена на 30% — часть на «удаленке», часть в отпусках. Тех, кто остался на работе, доставляют в магазины специальным транспортом, их трудовой день сокращен.

«Магнит Косметик» отказался от пробников для декоративных и уходовых средств, при нанесении которых есть прямой контакт с кожей. Тест-флаконы с духами обрабатываются раз в час. «Ашан» закрыл детские и дегустационные зоны, кафе работают только «на вынос» в индивидуальной упаковке. А в «Бахетле» появилась бесплатная услуга предзаказа продуктов.

«Народ очень любит перебирать товары, смотреть одну пачку, вторую, ставить назад ту, которая не понравилась — это желательно исключить. Выбрать пачку, положить и больше не прикасаться ни к каким другим. До этих пачек мог коснуться кто угодно, кто был в магазине раньше и такая передача инфекции не исключена», — сказала Кравченко.

Эксперт рекомендует прикасаться к предметам, которыми может воспользоваться каждый, через салфетки или после их использования сразу же обрабатывать руки. И не в коем случае не трогать лицо.

"