Posted 7 ноября 2018, 09:42

Published 7 ноября 2018, 09:42

Modified 20 августа, 15:05

Updated 20 августа, 15:05

Настоящее «Бахетле»: слухи о продаже и подрыв репутации

7 ноября 2018, 09:42
В татарстанской торговой сети «Бахетле» сменяются топ-менеджеры, которые должны поднять компанию с подорванной репутацией на новый уровень. Однако Муслима Латыпова все так же возглавляет сеть. Эксперты заявляют, что сеть могут готовить к продаже крупным федеральным ретейлерам, а покупатели жалуются на качество товара.

Согласно данным официального сайта торговой сети, первый магазин открылся в 1991 году. В 2004 году компания запустила собственное производство, а в 2005 году появилась торговая точка за пределами Татарстана – в Москве. Однако, по данным системы «СПАРК-Интерфакс», ООО «Бахетле-1» было создано в 1998 году, тогда же заработал первый крупный супермаркет.

В течение нескольких лет «Бахетле» было успешной торговой сетью. Однако кризис 2014 года ударил по компании: в 2015 году Латыпова заявила о возможном сокращении 10% персонала – 600 человек. Тогда кредитующие торговую сеть банки почти вдвое подняли проценты по выдаваемым займам, а контрагенты закрывали предприятия.

В то же время Латыпова, входящая в топ-10 богатейших женщин по версии Forbes, увеличила доход: в 2014 году, по сравнению с 2013-м, он вырос с 153 до 317,4 млн рублей. В 2016 году компания потеряла магазин в Нижнем Новгороде – он проработал менее двух лет. К татарстанской компании предъявили иск на 37,5 млн рублей за неоплату аренды.

В «Бахетле» заявили, что сеть сама ушла с занимаемой площади – якобы она не соответствовала требованиям пожарной безопасности. Представители торговых площадей данные опровергли, сообщив, что нарушения были найдены в самом магазине татарстанской сети. Из-за конфликта «Бахетле» получило еще один иск.

Компания «Продуктовая лавка» заявила, что проблемы магазина с торговыми площадями принесли ей убыток в размере 1,2 млн рублей. Однако в иске отказали. Проблемы появились и с Федеральной антимонопольной службой (ФАС): «Бахетле» заподозрили в дискриминации поставщиков и участии в «гречневом сговоре», который привел в росту цен на крупу.

В целом, уход «Бахетле» из Нижнего Новгорода стал следствием ошибочной бизнес-модели. Рынок в регионе был перенасыщен компаниями, предлагающими товары по более низкой цене. В Татарстане супермаркеты называют «магазином для богатых»: покупатели отмечают, что цены в «Бахетле» перестали быть доступными для большей части населения.

В 2016 году антирекламу торговой сети дал глава РТ Рустам Минниханов. В ходе встречи с татарской диаспорой в США ему пожаловались на отсутствие в стране магазинов «Бахетле» - женщинам приходится самим готовить национальную выпечку. «Бахетле - это только для ленивых женщин. Если у тебя жена умеет готовить, в «Бахетле» ничего не будешь покупать», - сказал он.

В 2017 году компания заморозила так и не начатое строительство гипермаркета под Казанью – на въезде в Усады. Это проект появился еще в кризисные годы. После этого федеральные СМИ со ссылками на источники в компании стали сообщать о грядущей продаже восьми магазинов торговой сети в Москве из-за высоких арендных ставок.

Впоследствии появилась информация, что продавать будут всю сеть, по данным СМИ, ее стоимость оценили в 10 млрд рублей, с учетом недвижимости в Казани. Эксперты заявляли, что руководству торговой сети имело бы смысл выйти из бизнеса, пока компания еще рентабельна. Однако Латыпова заявила, что речи о продажи всего «Бахетле» не идет.

«Мне сегодня не раз задавали вопрос - «продаете ли вы «Бахетле» или не продаете? Есть, естественно, часть правды. Правда в том, что мы рассматриваем вопрос продажи «Бахетле» в Москве. И только по Москве», - прокомментировала ситуацию Латыпова. Возможным покупателем мог стать ретейлер X5 Retail Group. Сейчас в Москве работает 5 магазинов сети.

По данным системы «Спарк-Интерфакс», с 2014 по 2016 год ООО «Бахетле-1» имело убыток от продажи. В 2013 году, до кризиса чистая прибыль компании превышала 107 млн рублей, в 2014 поднялась до 117 млн, а затем рухнула до 50 млн рублей. Показатели так и не восстановились: в прошлом году она составила чуть более 63 млн рублей.

Однако вопрос продажи торговой сети до сих пор не закрыт, хотя и находится «на уровне слухов». По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Корнева, «Бахетле» достаточно устойчивая компания, с другой стороны она является «лакомым куском» для федеральных торговых сетей.

«Федеральные ритейлеры – первая тройка – очень ориентирована на покупку региональных сетей. Исключать такую возможность нельзя, но и на 100% утверждать тоже нельзя, потому что мы пока не видим факторов, которые бы достоверно говорили о том, что «Бахетле» готовят к продаже. Если цена устроит, все может случиться», - сказал он.

В пресс-службе «Бахетле Inkazan сообщили, что «бизнес существует долгое время, компания чувствует себя стабильно и не готовится к продаже».

В апреле этого года вокруг «Бахетле» разгорелся скандал, когда Латыпова выступила против продажи выпечки через социальные сети - таким видом предпринимательства обычно занимаются женщины, пребывающие в декретном отпуске. Она заявила, что с 2017 года борется с псевдопредпринимателями.

«Для нас, добросовестных производителей, которые платят во все фонды налоги, этот бизнес нелегален, забирает у нас объемы», — заявила Латыпова. Она предложила устроить женщин в декрете в «Бахетле» на неполный день. Это вызвало возмущение в обществе, которое поддержало правительство РТ.

Бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов дал старт исследованию проблем самозанятых в Татарстане и определении мер поддержки. Минэкономики РТ запустило проект, в рамках которого женщины в декретном отпуске и находящиеся на учете у службы занятости смогут бесплатно пройти обучение основам предпринимательства

Сама Латыпова готовить не умеет и не любит, сообщало «Бизнес Online». Как призналась гендиректор «Бахетле», когда выходила замуж, она не умела даже варить макароны. В своих супермаркетах она покупает только готовую еду и рассчитывает «освободить женщин от кухонного рабства».

В то же время покупатели жалуются на качество реализуемого детищем Латыповой товара. Так, периодически в соцсетях появляется информация о подгнивших овощах на прилавках супермаркета. Ведущий маркетолог компании Ольга Яковлева заявила Inkazan, что в «Бахетле» качеству уделяют «большое внимание».

«Овощи, мясо и другие продукты закупаются напрямую у местных производителей. Вся продукция из наших супермаркетов ежедневно проверяется опытными технологами, санитарными врачами. Регулярно с проверками супермаркеты посещают тайные покупатели. К сожалению, в работе невозможно исключить человеческий фактор», - сообщила она.

Яковлева добавила, что в случае обнаружения некачественного товара покупатели могут обратиться на горячую линию магазина и вернуть покупку в супермаркет.

В июле источники Inkazan из числа сотрудников компании сообщил, что Латыпову отстранили от управления «Бахетле». Тогда представители торговой сети опровергли эти данные. В системе «СПАРК-Интерфакс» Латыпова числится генеральным директором компании. Тем не менее, в компании начали менять топ-менеджеров.

На пост исполнительного директора – первого заместителя Латыповой – пришла пермячка Елена Панченко. Она не из Татарстана, но работала на аналогичной должности в УК «Просто молоко». «РБК-Татарстан» сообщило, что из компании ушел второй с начала года коммерческий директор Константин Грачев, который сменил Николая Костыркина, проработавшего несколько месяцев.

В пресс-службе «Бахетле» сообщили, что компания приглашает специалистов из Москвы, которые добились успеха в сфере ритейла. Сама Латыпова в интервью «Бизнес Online» заявила, что у истоков компании стояли ее соратники, выходцы из Татарстана с восточным менталитетом. Однако компанию нужно менять в соответствии с изменившимся за 20 лет рынком.

«С чем связано увольнение предыдущего директора сказать трудно, компания не афиширует. Быть может, захотели поискать нового, с опытом работы на федеральном уровне. Быть может, он какие-то ошибки сделал ранее и сейчас они отразились на показателях, потому что последний квартал у «Бахетле» показывает снижение», - сказал Корнев.

По его словам, показатели снижаются не только у татарстанской сети: сейчас и региональный, и федеральный ретейл испытывает трудности. Основная причина – четырехлетние падение доходов россиян и, как следствие, снижение средней суммы чека. При том что число походов в магазин увеличивается.

Корнев заявил, что в третьем квартале только «Магнит» продемонстрировал положительные показатели. А падение наблюдалось даже у X5 Retail Group и «Ленты». «То, что (в «Бахетле» - Inkazan) такая ротация – три директора за несколько месяцев – можно предположить, что просто не смогли договориться или не подошел директор», - сказал аналитик.

В пресс-службе «Бахетле» Inkazan сообщили, что «новые специалисты были привлечены для проработки новых идей и перспектив развития».

Помимо топ-менеджмента, в «Бахетле» будет меняться ассортимент товаров, оформление магазинов. Однако все это не дает надежд на «возрождение» сети: на вопрос, в чем заключается главный эксклюзив «Бахетле», Латыпова ответила: «Во мне!». «Я основатель компании. Это моя интеллектуальная собственность», - сказала она.

Несмотря на то, что в компании меняется топ-менеджмент, который контролировал ее деятельность в течение 20 лет, сама Латыпова – такой же выходец из Татарстана с восточным менталитетом – остается у руля. В этом случае, сколько ни делай кадровых перестановок, вопрос, сможет ли «Бахетле» стать сильным игроком современного рынка, остается открытым.

Подпишитесь