Posted 8 января 2018,, 10:43

Published 8 января 2018,, 10:43

Modified 17 сентября 2022,, 14:49

Updated 17 сентября 2022,, 14:49

Итоги года - 2017: люди и события. Хайдар Халиуллин и Иван Кузнецов

8 января 2018, 10:43
Inkazan подводит информационные итоги года. Мы расскажем о людях и событиях, которые формировали новостную спортивную повестку. В 2017 году в поле зрения правоохранительных структур попали кураторы малого и среднего бизнеса.

Глава Ассоциации МСП республики Хайдар Халиуллин, став подследственным по делу о хищениях в «Лизинг-гранте», провел большую часть года под арестом. Глава комитета экономики исполкома Казани Иван Кузнецов уголовного преследования избежал, лишившись поста.

В октябре 2016 года помощник Халиуллина — Тимур Аюпов стал одним из фигурантов в уголовном деле о мошенничестве с программой «Лизинг-грант». В рамках заявочной кампании на получение госсубсидий по программе «Лизинг-грант» были установлены факты представления в составе заявки заведомо недостоверных либо ложных документов.

12 апреля прошлого года фигурантом дела о хищениях, связанных с программой «Лизинг-грант», стал и сам Халиуллин. Уголовное дело, против Халиуллина, возбуждено и расследуется по ч.3 ст.159 УК РФ о мошенничестве. Как рапортует МВД, на данный момент задержаны все подозреваемые. Выявлено более 20 фактов мошенничества.

Полицейские считают, что один из них (Аюпов), входивший в конкурсную комиссию при министерстве экономики, предлагал незаконно получить государственные деньги за вознаграждение в 30% от суммы гранта. Подозреваемые, подделав документы, в 2014-2015 годах незаконно получили субсидию по миллиону рублей и похитили деньги. Тогда пресс-служба МВД по РТ опубликовала видеозапись обыска в офисе ассоциации, на которой показания давал человек, похожий на Халиуллина (лицо его было скрыто на видео).

16 января была арестована его супруга — Марина Халиуллина. Сам Халиуллин заявил «Бизнес Online», что показания против его жены мог дать Аюпов. Затем ее отпустили под домашний арест. Халиуллина поместили в СИЗО 14 апреля, но уже 25-го – в день его рождения – перевели под домашний арест. Это решение 63-летний подследственный встретил со слезами. С тех пор меру пресечения не раз продлевали, согласно последнему решению суда, Халиуллин пробудет под домашним арестом до 4 апреля 2018 года.

Халиуллин, как и вся Ассоциация МСП в целом, не имел никакого влияния в регионе, которое мог бы направить на помощь малому и среднему бизнесу. Положение предпринимателей, несмотря на обнадеживающие рапорты чиновников, ухудшается год от года. Если у татарстанского предпринимателя возникает проблема, то он остается с чиновничьим произволом, административными барьерами, перегибами в законодательстве один на один.

Халиуллин, став фигурантом уголовного дела ощутил на себе это в полной мере. Да, поддержку его жены, а затем и его самого коллеги по Ассоциации написали открытые письма. Но в случае с Мариной Халиуллиной из 6 ее почетных членов подписался только один - Фирдинат Хуснутдинов. Остальные предпочли остаться в стороне. Под письмом отсутствовали подписи почетных членов - председателя ТРО «Опоры России» Азата Газизова, его коллеги из ТРО «Деловая Россия» Камиля Юсупова, гендиректора КМДЦ «Клиника Нуриевых» Ильяса Нуриева и руководителя ЗАО ОП АЭБ «Контр» Ильдуса Янышева.

Не подписали письмо члены совета Ассоциации, в их числе генеральный директор ООО «Бизнес Медиа Холдинг», руководитель и учредитель издания «Бизнес Online» Рашид Галямов, ректор Института экономики, управления и права Асия Тимирясева. Полномочные члены Ассоциации воздержались от подписей в полном составе, все 10 человек. Среди них была председатель правления тогда еще работавшего «Спурт» банка Евгения Даутова.

Арест Халиуллина показал личные качества общественников, де-юре представляющих интересы бизнеса, в первую очередь, бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова. Он ни коим образом не поддержал Халиуллина. В ситуации обещал разобраться федеральный уполномоченный Борис Титов. Его татарстанский коллега, привыкший игнорировать любые проблемы МСП и не желающий омрачать свои отношения с руководством региона, хранил молчание. Хотя Нагуманов много взаимодействовал с Хаиуллином на протяжении долгих лет по своей работе. По-человечески, поддержка Нагуманова была бы оправдана, даже если улики против Халлиулина неопровержимы. По сути единственным из общественной бизнес-среды, кто сумел сохранить лицо, не убежав в кусты, оказался глава ТПП РТ Шамиль Агеев. 14 апреля на суде по выбору меры пресечения было зачитано его ходатайство, чтобы Халиуллина не сажали под арест. В беседе с Inkazan Агеев заявил, что не верит в вину Халиуллина.

О сроках завершении расследования и передаче дела в суд информации пока нет. Ходили слухи, что Халиуллина арестовали, чтобы он дал показания против некоего чиновника, тоже замешанного в афере с «Лизинг-грантом». Но новых задержаний после Халиуллина по этому делу не было.

Зато разразился скандал вокруг другого куратора МСП – на сей раз по Казани и от исполкома. 7 июня 2017 года следком распространил информацию, что на Кузнецова завели уголовное дело о получении взятки должностным лицом в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ). По предварительной версии следствия, Кузнецов в мае 2017 года требовал у одной из коммерческих организации 500 тысяч рублей для беспрепятственной работы. На следующий день чиновника отстранили от работы. 9 июня татарстанская прокуратура отменила уголовное дело в отношении чиновника. 4 июля в казанской мэрии сообщили, что Кузнецов вышел в отпуск. Канал в Telegram "Неудаща" заявил, что отпуск будет с последующем увольнением.

Вечером 11 августа стало известно, что Кузнецов покинул пост заместителя руководителя исполкома. Сообщалось, что он покинул пост по собственному желанию. Исполняющим обязанности замруководителя исполкома назначили председатели комитета экономического развития Артура Валиахетова.

О Кузнецове на несколько месяцев забыли. Вспомнили о нем 20 октября на суде над неким Артуром Шигаповым, который был обвиняемым по делу о мошенничестве. Под видом взятки для Кузнецова он хотел присвоить себе 600 тысяч рублей – 500 тыс., по его словам, для чиновника, 100 – себе за посредничество. Потерпевшим стал директор и учредитель компании-дистрибьютора "Вятского кваса" Владимир Молоствов. За эти деньги Шигапов обещал Молоствову решить все вопросы, связанные с размещением точек продаж "Вятского кваса" в Казани. При этом каких-либо связей для решения этого вопроса подозреваемый не имел, а имя Кузнецова как получателя взятки сказал в целях придания значимости своим возможностям. Однако сам Молостов считал иначе, о чем и заявлял, в том числе в интервью журналистам.

"Есть видеозапись, где Кузнецов говорил мне о том, что Шигапов является его доверенным лицом. Поэтому все, что Шигапов говорит мне, говорит и просит Кузнецов. Да, фраза двусмысленная, конечно, на деньги он не тыкал. Я знаю, что вымогательство производилось не одним Шигаповым, но и Кузнецовым. Я понимаю, что навряд ли я смогу добиться того, чтобы Иван Кузнецов тоже был привлечен к делу. Возможно, это недоработка сотрудников правоохранительных органов, которые арестовали при получении взятки Артура Шигапова, а можно было заставить его донести взятку до конечного получателя. Почему-то они не отправили его с деньгами к Кузнецову", - сказал Молоствов «Реальному времени».

Примерно тогда же, в конце октября, напомнили о Кузнецове, точнее о его семье, Telegram-каналы. 31 октября «Без булдырабыз» опубликовал фото из Instagram Лилии Миннахметовой с ребенком у самолета с хэштегом #hellolondon, под которым супруга Кузнецова – Алсу написала, что тоже скоро приедет в столицу Великобритании. «А дальше додумывайте сами», - написал «Без булдырабыз».

Уже 5 января канал «Шалтай-бабай» с пометкой #нашапочта известил, что на ул.Кремлевской закрылся офис турфирмы «Легенда» Кузнецовой. На что читатели написали в «Неудащу», что фирма не закрылась, а переехала подальше от центра – на Муштари. А «Я просто текст» написал, что работает и другой бизнес четы – рестораны Provance, а пара отдохнула в Германии, а потом в Лондоне. Начинался пост с информации, что Алсу Кузнецова передвигается по городу на автомобиле Mersedes GLE 350, который стоит 5 млн рублей. Чем занимается Иван Кузнецов, информации нет. В Instagram Алсу Кузнецовой фото с мужем нет с 8 сентября 2017 года. Тогда она опубликовала фото со свадьбы, сообщив подписчикам о 10-летней годовщине.

«Посланник Аллаха сказал : "Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний смотрит на них с милостью, и когда Муж возьмёт Жену за руки, их грехи падают сквозь пальцы", - среди прочего написала Кузнецова под снимками.

Ситуация с Кузнецовым стало лишь эпизодом в громкой череде коррупционных скандалов, связанных с мэрией Казани. Чиновники регулярно попадаются на неблаговидных поступках. Например, в прошлом году завершили расследование дела сотрудников горадминистрации, обвиняемых в хищении десятков миллионов рублей. Хотя Кузнецов стал самым высокопоставленным сотрудником мэрии Казани участником коррупционного скандала, однако он не стал фигурантом уголовного дела. Хотя потерпевший Молостов прямо указывал, что передавал взятку для Кузнецова Шигапову, которого Кузнецов представил ему как свое доверенное лицо.

Эпизод с Кузнецовым показывает, что в Татарстане есть неприкасаемый слой чиновников, которые занимают определенные посты. Принимая во внимание скандал в Тюлячах с предпринимателями, все разговоры руководства республики о борьбе с коррупцией в собственных рядах выглядят крайне неубедительны. Чиновники в республике назначаются не по профессиональным качествам, а по принципам личной преданности. Такие люди могут творить на своих постах любой произвол, совершенно не опасаясь за свою дальнейшую судьбу. И работа казанском мэрии полностью вписывается в эти правила игры.

Казанским и татарстанским предпринимателям не от кого ждать помощи в решении своих проблем. Происходящее в Татарстане выглядит, как геноцид предпринимательской деятельности со стороны республиканских и муниципальных властей. Собеседники Inkazan говорят, что сегодня проще закрыть бизнес, потому что даже такое рутинное мероприятие, как установка вывески отнимает чуть ли не годы по времени. И на положение МСП аресты или отставки его номинальных кураторов никакого влияния не оказывают.

"