Posted 8 октября 2016,, 08:56

Published 8 октября 2016,, 08:56

Modified 11 сентября 2022,, 17:56

Updated 11 сентября 2022,, 17:56

Казань: берег погибших кораблей

8 октября 2016, 08:56
Казань: берег погибших кораблей Как доживают свой век речные суда? Блог INkazan Казанский речной порт — один из главных транспортных центров и крупнейший порт Татарстана. Речной флот Казани уходит своими корнями глубоко в историю. Корреспондент Inkazan побывал на казанском кладбище речных судов. История казанского речного порта:Возникшая у волжского торгового пути Казань издревле является одним из…

Казань: берег погибших кораблей

Как доживают свой век речные суда?
Блог INkazan
Казанский речной порт - один из главных транспортных центров и крупнейший порт Татарстана. Речной флот Казани уходит своими корнями глубоко в историю. Корреспондент Inkazan побывал на казанском кладбище речных судов.
История казанского речного порта:
Возникшая у волжского торгового пути Казань издревле является одним из...
крупнейших центров волжского судоходства.
Известно, что уже в XV веке на волжском Гостином острове у Казани ежегодно проводилась весенняя ярмарка. Через реку Казанку суда с Волги подходили к посаду, к протоке Булак и озеру Кабан. По их берегам имелись естественные пристани, на которых осуществлялась выгрузка-погрузка различных товаров.

24 августа 1552 года из-за бури у пристаней в устье Казанки затонуло много судов с запасами продовольствия для войск Иоанна IV, осаждавших Казань. В сентябре-октябре судовой ратью сюда доставлялись новые припасы для осады.

После присоединения Поволжья к Русскому царству в казанские пристани заходили суда купцов, которые под охраной стрельцов (и «ясаульных стругов») отправлялись караванами весной от Нижнего Новгорода до Астрахани и осенью из Астрахани вверх по Волге.

Приказанское село Бишбалта, находившееся у устья Казанки близ Зилантова Успенского монастыря, славилось своими мастерами и являлось центром местного судостроения. В 1710 году здесь выстроили для Балтийского флота целую эскадру из пяти кораблей — «Орёл», «Солнце», «Полумесяц», «Северная звезда» и «Город Казань», а затем ещё несколько судов для Каспийского моря[5].

Согласно указу Петра I в 1718 году на левом берегу Казанки на пустынной пашенной земле Зилантова монастыря у деревни Бишбалта (Бежболды) было создано адмиралтейство. Император самолично осмотрел Казанское адмиралтейство в 1722 году.

В течение последующих ста лет Казань являлась крупнейшим центром кораблестроения на Волге. Здесь была построена большая часть судов военной флотилии для Персидского похода 1722—1723 годов.

Ещё в XVIII веке у верфи возникла Адмиралтейская слобода. Весенние пристани слободы наиболее полно могли функционировать только при большой воде, во время разлива Волги и Казанки. Спуск судов со стапелей Казанского адмиралтейства также производился раз в год во время весеннего половодья, в первой половине мая. Вмежень действовали волжские пристани у деревни Бакалда (Бакалдинские пристани располагались не у устья Казанки, а гораздо дальше по течению Волги).

Российские монархи, посещавшие Казань, прибывали к городу по Волге. В мае 1767 года город торжественно встречал гребную флотилию (галеры «Тверь», «Волга», «Ярославль», «Казань», «Углич», «Кострома», «Нижний Новгород», «Симбирск», «Ржев Владимиров», «Лема», «Севостьяновка» и «Вома»), на которой прибыла императрица Екатерина II со свитой в 1122 человека «чинов флотских, артиллерийских, солдатских и адмиралтейских»; 24 мая 1798 года на кремлёвской пристани — катер императора Павла I, прибывшего с сыновьями Константином и Александром.

По указанию Александра I 1812 года все суда, приходящие в Казань, должны были привозить по 10-30 камней (для мощения городских улиц).

В октябре 1817 года в Казань с Камы прибыли два парохода мощностью 8 и 36 л. с., построенные владельцем Пожевского железоделательного завода В. А. Всеволожским. Это были первые пароходы на Волге.

Ввиду неудобства проводки больших морских судов из Казани до Каспия в конце 1820-х годов был поднят вопрос об упразднении Казанского адмиралтейства. В 1829 году Казанское адмиралтейство прекратило существование. Вниз по Волге в Астрахань на баржах было доставлено всё оборудование Казанской верфи и адмиралтейских мастерских.


Пристань у кремля между плавучим мостом через Казанку и устьем Булака в 1840-е годы. В 1833 году Адмиралтейская слобода была включена в черту города. В 1842—1849 годах возводится и укрепляется дамба, соединившая устья реки Казанки с городом.

Открытие пароходного сообщения на Каме и Волге повысило значение Казани как крупного центра транзитной торговли. В1850-е годы в городе имелось несколько купеческих компаний, строивших и эксплуатировавших буксирные и пассажирские суда. Быстро росло число речников и судовых рабочих, которых уже в 1851 году на Казанской пристани насчитывалось свыше 14 тысяч человек.

Казанский порт связан с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Чёрным морями Единой глубоководной системой Европейской части Российской Федерации (ЕГТС), поэтому Казанский порт еще называют «Портом пяти морей».

Десятки выведенных из эксплуатации речных судов, принадлежащих ранее судоходным компаниям из Татарстана, сейчас находятся на корабельной стоянке. Незнающий человек не сразу догадается о том, что за забором на улице Портовой располагается целое корабельное кладбище.

Скелеты речных гигантов
Что скрывают брошенные корабли?
Добираться до этого необычного места удобнее всего на автомобиле - общественный транспорт сможет довезти вас лишь до речного порта, от которого придется идти около 30 минут пешком.

Случайный прохожий скорее всего не догадается, что за забором, растянувшимся вдоль дороги, скрывается настоящее корабельное кладбище. Надпись на заборе предупреждает о том, что вход посторонним лицам на територию стоянки запрещен, однако ворота, ведущие к кораблям, были открыты.

Вдоль береговой линии разместились самые разные речные суда - паромы, речные трамвайчики, баржи, баркасы.
Вдоль береговой линии разместились самые разные речные суда - паромы, речные трамвайчики, баржи, баркасы. Доски, которые служат импровизированными трапами для подъема на борт, находятся в весьма ветхом состоянии. Двигаться по таким помосткам можно только по одному и с крайней осторожностью.

В каютах и рабочих помещениях судов сохранилось немало предметов, которые свидетельствуют о том, что еще недавно эти молчаливые гиганты бороздили просторы Камы и Волги. Это и стопки спасательных жилетов, уложенных стопками в одном из рабочих помещений судна, это и старые, покрытые ржавчиной, инструменты из корабельного ЗИПа.

Атмосфера, царящая в этом месте, привлекает сюда любителей необычных прогулок и острых ощущений со всей Казани. Место пользуется популярностью и среди фотографов, которые могут по достоинству оценить эстетику этого укромного и заброшенного места.
Суда, вставшие на свою последнюю стоянку:
Напомним, что судно "Москва-159", которое вы видите на фотографии, затонуло после схода льда весной 2016 года. Теплоход был пришвартован зимой в заливе Волги от казанского речного порта и в ночь на 12 апреля пошел ко дну. Причина так и не была озвучена широкой публике, но по предварительным данным, судно могло затонуть из-за схода льда.
Некоторые портовые краны в Стокгольме (слева) имеют одну интересную особенность - они раскрашены под цвет жирафа. У основания стрелы установлена голова животного, что придает крану дополнительное сходство с жирафом и создает хорошее настроение у взрослых и детей, посещающих порт. Казанские портовые краны (справа) не могут похвастаться необычной раскраской, однако при должном воображении нетрудно угадать и в их чертах силуэт благородного африканского зверя.
"