Posted 8 декабря 2021, 10:00
Published 8 декабря 2021, 10:00
Modified 20 августа, 15:15
Updated 20 августа, 15:15
В октябре власти Татарстана ввели QR-коды для посещения общественных мест — торговых центров, общепита и крупных магазинов. В ноябре «черные квадраты» начали проверять в общественном транспорте. В начале зимы граждан, не желающих прививаться, отстранили от работы. Но в республике есть те, кто сделал прививку, но не могут получить QR-код, так как вакцинировались «не тем» препаратом.
Один из них обратился в редакцию Inkazan: Никита рассказал, что до недавнего времени жил и работал на Кипре, где поставил иностранную вакцину. Недавно вернулся в Татарстан, где повсеместно требуют QR-код. По словам молодого человека, запрет на посещения торговых центров он спокойно пережил, но ограничения на транспорте стали неприятностью.
Об этой коллизии говорил ректор Казанского государственного медицинского университета Александр Созинов. По его словам, в такой ситуации оказались 1 156 иностранных студентов, которые вакцинированы различными препаратами и имеют документы, подтверждающие это, но коды все равно не получают, так как у них нет СНИЛСа.
Замминистра здравоохранения Татарстана Альмир Абашев заявлял, что гражданам, привитым иностранной вакциной, для получения QR-кода придется перевакцинироваться отечественным препаратом. Причем это должен быть «Спутник V». В пресс-службе министерства Inkazan сообщили, что региональное ведомство не может повлиять на эту ситуацию, так как иностранные вакцины не зарегистрированы на территории страны.
«Я обратился в пункт вакцинации, чтобы допривиться „Спутником.Лайт“, но мне было отказано ввиду малого срока, прошедшего с момента (получения — Inkazan) предыдущей вакцины. Врачи не хотят брать на себя риск при ревакцинации. Сказали приходить через полгода, в крайнем случае через месяц — сдать анализ на антитела, и если они будут на низком уровне, то тогда поставим», — рассказал он.
Получить медицинский отвод также не удалось. В поликлинике № 21 заявили, что законных оснований на медотвод и выдачу республиканского QR-кода у него нет. «Получается, я оказался в каком-то замкнутом круге: вакцинироваться не могу, потому что уже вакцинирован, а QR не могу получить по причине иностранной вакцины», — сказал Никита.
В аналогичную ситуацию попадают не только граждане, которые возвращаются в Россию, но и те, кто хочет уехать за границу — в большинстве стран отечественные прививки от коронавируса не признаются. Кто-то на свой страх и риск прививается и российскими, и зарубежными вакцинами. Как это повлияет на здоровье — неизвестно, таких исследований не проводилось.
Официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявила Inkazan, что признание иностранных вакцин находится в ведении федеральных органов власти. «Мы живем в едином правовом поле. QR-коды сегодня введены на те или иные объекты практически во всех регионах страны», — сообщила она. Но соседние регионы пошли другим путем.
Так, в Чувашии решили выдавать QR-коды при наличии антител к коронавирусу. В Татарстане к такой мере прибегать не собираются. Замглавы регионального управления Роспотребнадзора Любовь Авдонина объясняла это отсутствием достоверной информации о необходимом уровне антител, ссылаясь на официальную позицию Всемирной организации здравоохранения.
Пока производители вакцин не торопятся признавать эффективными иностранные препараты, люди оказываются перед выбором: отказаться от повторной вакцинации, закрыв перед собой двери в общественные места, или сделать укол на свой страх и риск. Как показывает пример Никиты, в Татарстане невозможно пойти вторым путем. Фактически людей вынуждают отказаться даже от общественного транспорта.
«Здесь речь идет о сроках, в которые нужно делать ревакцинацию. У нас рекомендуется подождать 6 месяцев. Если срок немного сократить — это не опасно. Но с медицинской точки зрения, каждый подобный вопрос нужно обговаривать индивидуально с врачом. У пациента могут быть противопоказания или аллергия, у вакцин может быть разный состав. К этому вопросу нужно подходить индивидуально», — считает главный инфекционист республиканского минздрава Халит Хаертынов.