Posted 9 января 2017,, 13:21

Published 9 января 2017,, 13:21

Modified 11 сентября 2022,, 18:29

Updated 11 сентября 2022,, 18:29

Мишарстан: как живут татары Нижегородской области

9 января 2017, 13:21
Татары являются вторым по численности народом в Нижегородской области. Их насчитывается около 45 тысяч человек. Inkazan узнал, как им живется на территории соседнего с Татарстаном региона.

Федеральный Сабантуй-2016 в Нижнем Новгороде. фото: opennov.ru

Татары, исконно проживающие в Нижегородской области, называются «мишари». Они компактно расселились на юго-востоке области. Центром является село Уразовка Краснооктябрьского района. До 16 века им было запрещено селиться в Нижнем Новгороде. Современные поселения татар на территории Нижегородской области окончательно сформировались в 19 веке.

«Мы татары, но мы – нижегородские татары. У нас целый район – так называемый Мишарстан. Мы всегда защищали нижегородскую губернию ото всех нашествий, в том числе и от татаро-монгольского ига», — сказал председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз Закиров.

Духовное управление мусульман создали в 1993 году — для комфортного проживания татар, в 2004-м появилась Региональная национально-культурная автономия. Она входит в Федеральную национально-культурную автономию татар, а также взаимодействует с Всемирным конгрессом татар. Организация сотрудничает с правительством Нижегородской области, некоторыми министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований и правительством Республики Татарстан. В октябре 2014 года представительство автономии открылось в селе Уразовка Краснооктябрьского района.

В Краснооктябрьском районе существует 17 татарских поселений, в которых проживают 8250 человек, в Пильнинском — четыре села и одна деревня (3953 человека), в Спасском — четыре села (2130 человек), в Княгининском (420 человек) и Сеченовском (480 человек) районах по одному селу.

В Нижнем Новгороде много татар проживает в Канавинском районе. «Мы с администрацией этого района очень тесно сотрудничаем, проводим много совместных мероприятий», — отметил исполняющий директор Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области Рамиль Салихжанов.

Согласно наиболее распространенной версии, мишари возникли из тюркских (буртасы, булгары, кипчаки) и угро-финских (мещера, эрзя, мокша) племен. В 18 веке во время насильственной христианизации много нижегородских татар бежало в Башкирию, где сейчас их потомки составляют значительную часть населения.

В 1914 году в Казани, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге побывали агенты османского султана, которые хотели выяснить умонастроения российских мусульман в преддверии войны с Турцией. Оказалось, что нижегородские татары были против идей панисламизма и пантюркизма.

На территории Нижегородской области сейчас находится 62 действующие мечети: в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Княгининском, Краснооктябрьском, Пильнинском, Спасском и Сергачском районах. Первая из них — Ярмарочная мечеть — открылась в 1817 году в Нижнем Новгороде. В 1915 году появилась вторая — Соборная, которая действует до сих пор. В основном мечети посещают пожилые люди.

В десяти населенных пунктах Нижегородской области ежегодно проводится Сабантуй. В 2016 году Нижний Новгород принял федеральный Сабантуй. Площадками для праздничных мероприятий стали стадион «Локомотив» и Парк имени 1 мая. Отметим, что столица Татарстана принимала федеральный Сабантуй в 2000 году. В следующий раз его планируется провести в Казани только в 2020-м.

«Федеральный Сабантуй в Нижнем Новгороде провели именно татарстанцы. Оттуда приехало очень много артистов. Республика помогла нам и в финансовом плане. Праздник удался», — вспоминает Закиров.

Федеральный Сабантуй-2016 в Нижнем Новгороде. фото: tatar-congress.org

«На Сабантуях мы всегда организуем выставки татарской национальной одежды и кухни», — сказал Салихжанов. По его словам, в обычный день поесть татарских блюд в городе практически невозможно.

«Есть, конечно, пара заведений, но в основном здесь пользуются спросом узбекская и азербайджанская кухни», — добавил он.

Напомним, что осенью 2016 года в Нижнем закрылся единственный магазин казанской сети «Бахетле», в котором, среди прочего, была представлена татарская национальная выпечка.

Кстати, если говорить о малом и среднем бизнесе, то нижегородские татары, проживающие в селах Краснооктябрьского, Пильнинского, Сергачского и Спасского районов, прославились производством национального деликатеса — конской колбасы или казылык. Это семейный бизнес. Некоторые семьи, имеющие поголовье, сами делают колбасу, а некоторые – нанимают специальные бригады. Продукция реализуется в Казани, Москве, Чебоксарах, Пензе, Перми и, конечно же, в Нижегородской области. Рентабельность составляет 40-60%.

«Конская колбаса — продукция именно нижегородских татар», — отметил Салихжанов. По его словам, технология производства колбасы требует очень тонкого подхода. Например, мясо режется только дольками, из него обязательно убирается весь жир.

фото: picstons.ru

Бизнес по производству конской колбасы начал процветать во время перестройки, так как в советское время запрещалось им заниматься. Тогда конскую колбасу делали для себя, не для продажи.

«Татарстанцы говорят, что в Нижегородской области живут очень предприимчивые татары», — отметил Салихжанов.

Представители мишарей говорят о том, что татарам нравится жить на территории Нижегородской области. «Мы на своей земле. Мы здесь родились, выросли, сформировались как личности. Когда мы бываем в Татарстане, мы видим там много прекрасного. Но все-таки здесь наша родина», — подчеркнул Закиров.

Нижегородские татары, пожалуй, единственный этнос, который так ярко выглядит на фоне казанских татар. Множество знаменитых людей являются выходцами из нижегородских татарских сел. Например, герой СССР, контр-адмирал Абдулахат Аббясов родился в селе Мочалей Нижегородской области, известный артист Марат Башаров — потомок выходцев из Краснооктябрьского района, третий муфтий России Абдульвахид Сулейманов вырос в селе Рыбушкино, имамы Соборной мечети Москвы Бадретдин и Сафа Алимовы тоже являются нижегородскими татарами.

«Мы нижегородские татары – мишари – у нас своя история, культура, диалект», — говорит Закиров. По его словам, нижегородские татары перенимают у татарстанцев все, что полезно для региона.

Деятельность Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области направлена на сохранение языка, культуры, традиций татарского народа. Однако, констатировал в беседе с Inkazan Салихжанов, татары, проживающие в городе, не владеют родным языком, уходят от традиционной культуры и усиленными темпами теряют связь со своим этносом. Татарская молодежь покидает область.

«Отток татар из Нижегородской области происходит за счет деревень, откуда уезжает молодежь. Но они покидают регион не из-за того, что им здесь не нравится, а потому что нет рабочих мест. В основном отток татарской молодежи происходит в Москву», — сказал Салихжанов.

По словам главы автономии, в целом, на отношения с областными властями у татар жалоб нет. За последние годы правительство региона поддержало три проекта автономии: областные межнациональные фестивали «Нижегородчина — земля согласия» и «Мосты дружбы», а также межрегиональный фестиваль татарского народного творчества «Милли кой».

«Недавно нас собирал губернатор. Сказал, что нужно реализовывать различные проекты. Обещал финансировать. Это говорит о том, что мы нужны региону», — сказал Салихжанов.

«Главная задача, которая стоит перед нами, – это сохранение татарской культуры и языка», — пояснил Закиров.

Фестиваль «Милли кой» в Нижнем Новгороде. фото: matbugat.ru

Он сказал, что татарам хочется теснее общаться с другими мусульманами, проживающими в регионе – азербайджанцами, узбеками, дагестанцами и так далее. «Неплохо бы иметь Дом дружбы народов. Сейчас мы ищем для него здание по поручению губернатора. Я уверен, что через год-два он будет создан. Министерство внутренних дел и министерство культуры идут нам навстречу», — добавил исполняющий директор автономии.

Еще одна проблема — закрытие татарских учебных заведений на территории региона. Родители предпочитают отдавать детей в русские школы и вузы. «Пожилое население хочет, чтобы была воскресная татарская школа. Но надо, чтобы в этом были заинтересованы родители. Мы ведь и договоримся о помещениях, и найдем учителей. Было бы желание», — сказал Салихжанов.

В советское время в каждом татарском селе Нижегородской области были национальные школы, где изучали татарский язык, литературу, традиции и обычаи.

«Раньше было стыдно не знать родной язык. А сейчас то, что практически все разговаривают на русском — это нормально», — отметил Закиров.

По его словам, в настоящее время Духовное управление пытается создать высшее татарское учебное заведение — институт при ДУМ. Сейчас тех, у кого есть желание учиться в татарских учебных заведениях, отправляют в Казань.

Глава Татарстана Рустам Минниханов считает, что быть татарином в Татарстане проще, нежели в других регионах. С ним согласен и директор автономии Салихжанов. Однако каких-то отличий жизни татар в Татарстане и Нижегородской области, на его взгляд, не существует. «Мы развиваемся параллельно», — отметил он.

«Мы — титульная нация, мы тысячелетиями живем на этой земле. Разные были периоды, но мы всегда находили возможность сотрудничества с русским народом», — подчеркнул Закиров.

"