За «красными» следит мэрия!

За «красными» следит мэрия!

9 февраля 2010, 07:00
Общество
За «красными» следит мэрия!

В Казани красные автобусы давно стали «героями» местного фольклора. Хайгеры, золотые драконы, нефазы и богданы появились в нашем городе два года назад после транспортной реформы, сменив живодрягущие пазики и газели-аттракционы. К большим автобусам народ привыкал медленно и неохотно. С одной стороны, они неповоротливые. Перегородит такой гигант проспект, вот тебе и затор на полдня. С другой стороны, даже в час-пик они увозят в разы больше пассажиров. А еще салон удобней — есть где развернуться детской коляске. Опять же кресла меньше — проходы шире. Эйфория от чистеньких автобусов прошла, и начались суровые будни.

Пассажиры затаили на них злобу — мол, ездят медленно, не то, что пазики. На «углу дома» не высаживают, через переднюю дверь пассажиров не пускают. Народ начал ворчать — на маршруты красные автобусы выпустили, а следить за ними некому.

Контрольно-ревизионная служба на проверке автобуса

Оказалось, есть кому. В городе работает контрольно-ревизионная служба (КРС), подведомственная комитету по транспорту исполкома г. Казани. Она-то и контролирует работу общественного автомобильного транспорта. Недавно Inkazan вместе с инспекторами КРС отправился на проверку 30-го маршрута.

Проверка начинается с внешнего вида автобуса — должен быть четко виден номер маршрута и аншлаги с перечнем остановок

Ежедневно 2 бригады контрольно-ревизионной службы выезжают на 4 маршрута. Проверка каждого из них занимает около 4,5 часов. На конечных остановках проверяют все автобусы маршрута, которые в этот день вышли на работу. Это только на первый взгляд кажется, что 5 инспекторов КРС на весь город — мало. За месяц они успевают проверить весь городской автобусный парк.

Дальше проверяют документы — путевой лист, маршрутную карточку, документы на машину, лицензию на рекламу в салоне… Водитель должен быть в форме. В салоне курить нельзя даже на конечной. За курение штраф в 1000 рублей будет оплачивать не водитель из своего кармана, а АТП, за которым закреплен маршрут.

Инспектор проверяет салон

Инспектор проверяет салон — здесь должно быть чисто. Конечно, мыть пол водителей и кондукторов никто не заставляет, но мусора в салоне не должно быть. Чинить сломанные двери или люки водитель тоже не обязан, но если есть поломка, автобус обязан уехать в парк. А это чревато меньшей выручкой. Поэтому многие водители сами берут в руки инструменты.

Многие поломки водители ремонтируют сами

Кроме проверок по графику инспекторы выезжают на вызовы — по звонкам горожан на горячую линию. Пассажиры бывают недовольны тем, что водители за рулём курят, разговаривают по мобильному телефону, а иногда — и то, и другое сразу. Часто пассажиры жалуются на изменение маршрута.

Система GPS-слежения установлена в каждом автобусе

Но водители съезжают с маршрута не всегда по своей воле — они стараются объехать пробки и аварии. Однако изменение маршрута не проходит для водителей бесследно. Все автобусы оснащены системой GPS-слежения. Даже если водитель будет отпираться на жалобу пассажира, система зафиксирует место и время нахождение автобуса.

Бывают и курьезные случаи. Однажды на горячую линию позвонила женщина и сообщила, что автобус ехал со скоростью 100 км в час. Между тем, на городских автобусах стоят 2 режима скорости — для трассы и для города. Верхний порог для города — 60 км/час, но такая скорость для Казани редка. Если на маршруте нет пробок, автобус едет 40 км/час, а с пробками — и того меньше. Самостоятельно переключить городской режим на «трассу» водитель не может.

В этом отделе отслеживают передвижение всего автобусного парка Казани

В каждом автобусе должны быть правила пользования общественным транспортом для пассажиров и водителей

Но сейчас лихачей среди водителей становится всё меньше. А вот с привычкой включать музыку на весь салон бороться тяжело. Водители до сих пор считают, то в дороге с песней — куда веселей.

Жалуются горожане и на то, что не объявляют остановки. Не во всех автобусах есть автоматическое голосовое оповещение, а выкрикивать названия остановок в обязанности кондуктора не входит. Хотя по заверению МУП «Организатор пассажирских перевозок» до конца 2010 года все автобусы в городе будут укомплектованы автоинформаторами.

Есть в работе водителей и кондукторов чисто человеческий фактор — грубость. Тут штрафы — не метод борьбы. Ведь во многих случаях провокаторами становятся сами пассажиры. 12 часов в толпе недовольных давкой и пробками людей не каждый выдержит. В этом случае инспекторы КРС проводят с кондуктором разъяснительную беседу.

Что удивительно — на горячую линию звонят не только пожаловаться. Бывают и благодарности. Благодарят обычно на «спокойных» коротких маршрутах — там, где нет давок, и изо дня в день ездят одни и те же пассажиры, которые знают водителя и кондуктора в лицо.

Из 5-и автобусов 30-го маршрута, проверенных в присутствии корреспондентов Inkazan, нарушение нашли только в одном — не было аншлага с перечнем остановок.

Влиять на работу АТП одними штрафами невозможно. Людям надо привыкнуть к нормам цивилизованного общества. Пассажиры должны понять, что выходить «где-нибудь вот тут» по меньшей мере небезопасно. А водители — понять, что запах табачного дыма не из самых приятных.

Обо всех нарушениях в автобусах можно сообщать по телефону горячей линии 275-30-50.


Фото Егора Алеева.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter