Posted 9 апреля 2019,, 16:12

Published 9 апреля 2019,, 16:12

Modified 17 сентября 2022,, 15:57

Updated 17 сентября 2022,, 15:57

Проектировщик Казани и настоящий человек: коллеги о Кафиатуллине

9 апреля 2019, 16:12
Сегодня на 85-м году жизни после тяжелой болезни скончался бывший гендиректор "Казгражданпроекта" Марат Кафиатуллин. Inkazan собрал воспоминания тех, кто работал с заслуженным строителем Татарстана и почетным гражданином Казани.

О генеральном плане Казани

Действующий сегодня генеральный план столицы Татарстана разрабатывался в основном под патронажем Кафиатуллина, заявил Inkazan заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) Александр Дембич.

В 2003-2007 годах, когда создавался документ, Кафиатуллин руководил "Казгражданпроектом". "Во многом это его заслуга, что этот генеральный план был разработан, утвержден, и город 11 лет живет по этому плану. Он собрал у себя довольно сильный творческий коллектив, который вложил много сил в разработку этого плана", - рассказал Дембич.

Предыдущий градостроительный документ был разработан еще в 1968 году и не соответствовал потребностям расширяющегося города. Ответственным за разработку генплана стал "Казгражданпроект", на базе которого был создан специальный центр, отвечающий за создание документа. Также привлекались специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга.

В свою очередь экс-мэр Казани Камиль Исхаков заявил, что генплан - это объемный и серьезный комплекс документов, который определяет не только стратегию строительства и развития города, но и его преобразования. "Очень много мы создали проектов по расширению улиц города и претворили их в жизнь: был бы полный коллапс движения, если бы не это", - вспомнил он.

"Не было города за Казанкой практически - это творение Марата Абдулловича, не было Азино. Все новые микрорайоны города были созданы благодаря его труду", - рассказал Исхаков.

О строительстве метро

Кафиатуллин сыграл одну из ключевых ролей в строительстве казанского метрополитена, рассказал Inkazan генеральный директор ЗАО "Казанский Гипронииавиапром" Борис Тихомиров. По его словам, в 90-е годы, когда не было денег и закрывались предприятия, в Татарстане решили построить метро.

"Мы начали метро проектировать в Нижнем Новогороде, потому что так сложилась конъюнктура в свое время - у нас не было никакой проектной организации. А после того, как он (Кафиатуллин - Inkazan) создал ее, он смог переделать практически весь проект, который был в Нижнем Новгороде", - рассказал Исхаков, бывший в то время мэром Казани.

По словам Тихомирова, "в самые нищие годы" Кафиатуллин сумел мобилизовать ситуацию, найти правильных людей и организоваться. "Представьте: проектировать то, что на земле - дома, здания, - и вдруг попасть на то, что нужно сделать под землей. Это другая наука. Камиль Шамилевич (Исхаков - Inkazan) совещания проводил в семь, восемь утра", - вспомнил он.

Сам Исхаков отметил, что Кафиаитуллин смог внедрить линию метрополитена в генеральный план города, тем самым соединив всю транспортную схему в единую. В результате поменялось расположение всех станций метро и много остального в транспортом механизме города, рассказал он Inkazan.

"Просто на удивление сумел за минимальное время создать систему проектирования метро со всеми согласованиями, сложностями и создать класс проектировщиков-метростроевцев", - сказал Тихомиров. Он сравнил строительство Казанского метро с появлением спутника в СССР - "очень сложно было, и все было сделано".

Строительство казанского метрополитена началось в 1997 году. Оно стало первым и единственным в России, построенным после распада СССР. Первые пять станций метро - Горки, Аметьево, Суконная Слобода, Тукая, Кремлевская - были открыты в 2005 году. Его первыми пассажирами стали президент РФ Владимир Путин и тогда еще президент РТ Минтимер Шаймиев.

"Казгражданпроект" VS "Татинвестгражданпроект"

По словам Исхакова, то, что Кафиатуллин сделал для Казани трудно сравнить с чем-либо хотя бы потому, что он создал "Казгражданпроект". "Это был очень сильный, мощный проектный институт, который был признан не только в России, но и далеко за рубежом. Его проекты пользовались большим успехом, популярностью везде", - сказал он Inkazan.

"Казгражданпроект" был создан постановлением совета министров ТАССР в 1977 году. Первым его директором стал Кафиатуллин. Он проработал в этой должности 32 года - до 2009-го. По словам Тихомирова, Кафиатуллин фактически создал "исключительно могучий институт". В тяжелые времена перестройки по возможностям он входил в пятерку лучших институтов страны.

Тихомиров рассказал, что в те годы громадный объем работ делался именно "Казгражданпроектом". "Татргражданпроект", который сегодня поднялся очень высоко, в свое время даже проектированием в Казани не занимался. Все проектирование велось только его институтом", - рассказал Inkazan Исхаков.

Помимо создания генплана города и казанского метрополитена, институт работал в рамках программы "Сохранение и развитие исторического центра Казани". Его проектировщики занимались реставрацией здания театра оперы и балета им.Мусы Джалиля, ратуши, комплекса мечети Марджани и ряда объектов к 1000-летию Казани.

Специалисты института работали над зданием Верховного суда РТ, торгового комплекса "Детский мир" и обликом других объектов, измененных после 2005 года. В этом году сменился мэр Казани, в 2010 году - глава Татарстана. В 2009 году организацию покинул Кафиатуллин. В это время показатели "Казгражданпроекта" снизились, заказы начали уходить другим институтам.

"Марат Абдуллович был очень целеустремленным и деловым руководителем, который долго возглавлял "Казгражданпроект". После его ухода "Казгражданпроект" много потерял, утратил свою лидирующую позицию в плане ведущей проектной организации Казани, уступив ее "Татинвестгражданпроекту", который до этого с ним конкурировал", - сказал Дембич.

После этого, по его словам, "Татинвестгражданпроект" приобрел лидирующие позиции как государственная организация. "Это сказалось не в лучшую сторону на тех проектах, которые в Казани сегодня реализуются. Кафиатуллина умел выстроить баланс в проектной деятельности на территории города", - сказал архитектор.

Сегодня институт работает с программами ипотечного строительства. В 2015 году начались судебные тяжбы Комитетом земельных и имущественных отношений (КЗИО) и "Мосинжпроектом". Казанская организация перестала принимать заказы. По решению городских властей она ложна была покинуть занимаемое здание по адресу Достоевского, 35/10.

Новый генеральный директор организации Ильгиз Шафиев на собрании аукционеров, отчитался об убытках института и сокращении сотрудников. По его мнению, низкие показатели стали следствием судебных тяжб. "Буквально месяц назад узнаю, что он (Кафиатуллин - Inkazan) сильно болеет. Может, его подкосило, что институт исчез", - рассказал Тихомиров.

Каким был сам Кафиатуллин

Тихомиров вспомнил, что Кафиатуллин работал в "ГипроНИИавиапроме" с 1958 по 1977 год - начальником строительного отдела. В то время организация осваивала то, что только рождалось в СССР. "Он инженер-конструктор очень грамотный был, новые корпуса, которые на разных заводах в Советском Союзе делались, многие их них через его голову и руки прошли", - сказал Тихомиров.

Экс-мэр Казани Исхаков рассказал, что он был из плеяды Кафиатуллиных: брат скончавшегося - Рауф Абдуллович - был руководителем предприятия тепловых сетей. Исхаков вспомнил, что они были влюблены в свое дело и очень много сделали для Казани. По его словам, "трудно соизмерить, кто еще столько сможет сделать для Казани".

"Это очень великий человек по своему содержанию, очень глубокий человек, человек, любящий наш город и относящийся к нему искренне и по-честному. Делал все для него", - рассказал Исхаков. Он добавил, что Кафиатуллин обладал знаниями и организаторским талантом, благодаря которым "Казань сегодня стала городом европейского уровня".

Тихомиров вспомнил, что Кафиатуллин был человеком-энциклопедией. "Когда ему было за 70 лет хорошо на совещания приходили люди 30-35 лет, в блокнотики записывали - Марат Абдуллович никогда ручку не доставал, помнил все, что объясняется, из головы мог любую норму проектирования на память абзацами говорит", - сказал он.

Гендиректор "ГипроНИИавиапрома" добавил, что Кафиатуллин был одним из самых сильных проектировщиков в стране. "И он по жизни, умный, обаятельный, остроумный, хваткий, крепкий, настоящий человек. Очень жалко, что потеряли. Если бы таких людей побольше бы земля рождала, мы бы жили по-другому. Это исключительные люди. Жаль терять такого человека", - сказал он.

"