Спаси и сохрани: битва за души в разгар пандемии

Спаси и сохрани: битва за души в разгар пандемии

9 мая , 09:01ОбществоPhoto: tatmitropolia.ru
Пандемия, разгар которой пришелся на Пасху и начало священного месяца Рамадан, изменила жизнь верующих. Не все конфессии быстро отреагировали на ограничения властей, спровоцировав всплеск заболеваемости. Сегодня они учатся работать дистанционно и ждут открытия храмов. Как это происходит – в материале Inkazan.

Пойти в храм нужнее, чем к врачу

Первые случаи заражения коронавирусом были зарегистрированы в России в конце января. Спустя два месяца патриарх Кирилл обратился к верующим с просьбой не посещать храмы, ожидавшие наплыва прихожан на Пасху 19 апреля. После этого церковь, представители которой ранее неоднократно уповали на божью помощь, включились в борьбу с коронавирусом: дезинфицировать утварь и носить маски.

Хотя в рядах священников остались ковид-диссиденты, число заболевших представителей Русской православной церкви (РПЦ) и зараженных ими прихожан росло. От вируса скончался настоятель Елоховского кафедрального собора в Москве Александр Агейкин, выступавший против закрытия храмов, и ряд других служителей. Масштабная вспышка коронавируса произошла в Киево-Печерской лавре.

В начале марта митрополит Казанский и Татарстанский Феофан заявил, что в закрытии церквей нет необходимости, а паника страшнее вируса. В апреле республиканские власти, не дождавшись решений от РПЦ, запретили посещать храмы и участвовать в религиозных обрядах до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Церковь официально рекомендовала верующим остаться дома.

«Мы жертвуем даже посещением храма, даже в великие праздники ради здоровья и безопасности наших близких», - заявлял глава синодального отдела РПЦ по взаимодействию со СМИ Владимир Легойда. Ограничения не вызвали абсолютной поддержки верующих: в Вербное воскресенье у храма на улице Сафиуллина в Казани собралась толпа прихожан, в результате на настоятеля храма был составлен протокол.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан
Photo:inkazan.ru

«Мы так дальше не можем. Давайте мы сначала откроем одно, потом второе, а храмы пусть пока закрыты. А в храмах разве не такие же люди, как везде? Они разве чем-то отличаются? Для некоторых людей, возможно, пойти в храм нужнее, чем пойти к врачу. Поэтому долгосрочное закрытие храмов несет другую опасность – некую разбалансированность в обществе, я бы сказал, некую напряженность», - заявил Феофан корреспонденту Inkazan.

По словам митрополита, люди могут понять закрытие церквей на какой-то период, однако храмы не откроются «до улучшения ситуации». Когда оно произойдет – неизвестно. Однако Феофан считает, что если религиозные учреждения откроют, то от прихожан нужно требовать соблюдения санитарно-эпидемиологических норм. Он заявил, что граждане должны развивать самодисциплину, а государство – понять психологию верующих.

Митрополит уверен: обществу стало тяжелее, но реалии показывают, что меры предосторожности нужны. «Трудно сейчас сказать, будут люди опасаться выходить из дома или нет, но психика страдает. Мы не можем бесконечно запугивать, нельзя вдалбливать, что постоянно идет «война». В некоторых местах доходят до того, что ездят с громкоговорителями и разгоняют людей с улиц, отношение к людям как к баранам. Должны быть взвешенные меры», - считает Феофан.

Он заявил, что храм невозможно перенести в интернет, так как это сакральное место, а новые формы общения не заменят молитву со священниками. Несмотря на это, РПЦ старается приблизиться к прихожанам во время изоляции: Феофан служил литургию, которая транслировалась через интернет – ее посмотрели 18 тысяч человек.

Традицию встреч пришлось отменить

До начала режима самоизоляции в России мировые СМИ сообщали о непринятии мусульманами некоторых стран опасности коронавируса. В Иране религиозные фанатики демонстративно облизывали ворота мечетей – часть из них впоследствии скончались от COVID-19, религиозные учреждения пришлось закрыть. Инфекция распространялась с паломниками, возвращающимися из Саудовской Аравии.

В середине марта Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана составило рекомендации по предотвращению распространения вируса. Мечетям посоветовали не проводить религиозные обряды при большом скоплении людей и сократить продолжительность мероприятий. Муфтий республики КамильСамигуллин призвал соблюдать правила гигиены, предписания врачей и вводимые в стране меры.

Однако в начале апреля появилась информация, что имама мечети Казан Нуры на улице Фатыха Амирхана привлекут к ответственности за то, что он провел коллективный намаз во время самоизоляции.

Муфтий республики КамильСамигуллин
Photo: dumrt.ru

В Рамадан мечети отказались от проведения коллективных таравих-намазов и ифтаров. Наборы для последних нуждающимся доставляют на дом. В ДУМ заявили, что коронавирус и меры самоизоляции не мешают в соблюдении верующими поста. Ураза – это то, что не видимо посторонним и находится между человеком и Аллахом, считает первый заместитель муфтия Рустам Валиулин.

«Рамазан начался в положенное время и закончится тоже в положенное время. Конечно, у нынешнего Рамазана есть определенные отличия: традицию встреч на ифтарах и вечерних молитвах таравих в этом году пришлось отменить. Но они и не носят характер обязательности. К тому же их мы можем совершать вместе с самыми близким людьми – членами своей семьи», - заявил он Inkazan.

Изоляция ощутимо сказалась на деятельности мечетей и имамов, которые из-за резкого сокращения пожертвований со стороны прихожан, в особенности в сельской местности, оказались в тяжелой финансовой ситуации. Они продолжают вести религиозную деятельность online, контролируют работу мечетей, по неотложным запросам выполняют дженаза, имянаречение, никахи.

Муфтий Татарстана поручил оказать помощь сельским мечетям. Валиулин считает, что люди не будут опасаться посещать религиозные учреждения после снятия изоляции: мусульмане ждут ее отмены.

Людям свойственно бояться

«Во время эпидемий людям свойственно бояться. Те, кто сталкивается с пандемией вплотную, начинают надеяться на чудо. А в нашем мире не так много осталось чудес и мест, где чудеса происходят, чтобы пренебрегать такой формой мироощущения как религия. Поэтому обращение к религии как к чуду - это вполне закономерно», - считает доцент Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Антон Горин.

По его словам, с начала 18-19 веков люди во время эпидемий строили храмы или проводили богослужения.Предания как история Федора Ушакова, который во время чумы руководил постройкой храма и был излечен, живы. Горин напомнил, что в истории человечества были другие вспышки опасных заболеваний, которые серьезно не отразились на религиях.

Photo:inkazan.ru

Эксперт пояснил, что объяснение эпидемии действиями каких-то сил закономерно. Если раньше за этим обращались к религии, то сейчас процветают теории конспирологии, чипизации и тотального контроля. Но если религия несет в себе конструктивный заряд, то подобные заявления деструктивны.

«В исламе существует принцип, что всякий верующий может непосредственно взывать к Аллаху, в самом мусульманстве посредников между человеком и Аллахом нет. В христианстве существует обязанность человека выполнять определенные религиозные ритуалы. Православная церковь серьезно относится к вопросам безопасности, и с точки зрения верующих, то, что открыли парикмахерские или другие заведения, но не открыли храмы, это неприятно», - сказал Горин.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter