Posted 9 июня 2022,, 03:40

Published 9 июня 2022,, 03:40

Modified 18 сентября 2022,, 15:16

Updated 18 сентября 2022,, 15:16

Царица раздора: установка памятника Сююмбике в Касимове обернулась скандалом

9 июня 2022, 03:40
В Казани долго обсуждали памятник царице Сююмбике. Он появился. Но не в Татарстане, а в Рязанской области. Установка скульптуры обернулась скандалом, в котором оказались замешаны казаки. Чем казанская царица не угодила жителям рязанщины и почему установка памятника там это правильное решение — в материале Inkazan.

«Мать татарского народа»: почему в Казани нет памятника Сююмбике

Идея установки памятника царице Сююмбике появилась в Казани. После долгих обсуждений задумка обрела четкие очертания в 2018 году. Казахстанский скульптор с татарскими корнями Камиль Муллашев предложил разместить в Татарстане 27-метровую статую Сююмбике. Руководству республики идея понравилась.

Но регион не смог определиться с источником финансирования — этот вопрос больше всего волновал общественность, в массе своей не впечатлившуюся таким вариантом траты налогов. Не достигли согласия и по месту расположения — ставить Сююмбике у Кремля в Казани власти отказались, ссылаясь на охранную зону ЮНЕСКО.

Инициатива сошла на нет пока татарстанское минкультуры раз за разом просило Муллашева уменьшить высоту памятника или отказаться от постамента. Скульптор отвечал, что «нельзя царицу на землю». И апеллировал к тому, что Сююмбике — «возвышенный образ, культурный символ татарского народа».

«В источниках нет информации о том, что она сделала что-то экстраординарное, такое, что полезно народу. Обычный политический деятель XVI века. Иногда то, что из себя человек представляет реально, и то, что о нем думают другие, — это разные вещи»,заявил Inkazan историк Булат Рахимзянов.

Исторические факты о Сююмбике весьма скудны. Известно, что она жила в первой половине XVI века. Родилась в семье потомков основателя Ногайской орды. По словам историка Диляры Усмановой, нельзя точно сказать, что Сююмбике была татаркой — тогда не было понятия «национальность» в современном представлении.

Сююмбике трижды была замужем. Каждый раз — исходя из политических соображений. После смерти казанского хана Сафа-Гирея стала регентшей при малолетнем сыне. Сейчас самого факта, что она была казанской царицей, достаточно для определения ее этнической принадлежности, считает Усманова.

Под давлением Москвы Сююмбике передали русскому царю Ивану Грозному за год до взятия Казани. Царицу выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сына, крещенного под именем Александр, оставили на воспитание при Иване Грозном. Фактов, свидетельствующих, что Сююмбике приняла православие, нет.

«Если так получилось, что она мать татарского народа в литературе, в некоторых околонаучных исследованиях, народной памяти, наверное, и не стоит трогать этот образ. Он положительный, радует людей, пусть радует. Действительно непонятно, почему именно на нее внимание народной памяти обратилось»,сказал Рахимзянов.

Впрочем, историк выделяет две причины повышенного внимания к Сююмбике. Во-первых, сложное время, в которое власть находилась в ее руках. Во-вторых, то, что в истории Казанского ханства было не так много правителей-женщин. Тем более с хорошими физическими данными, которые, согласно источникам, были у Сююмбике.

Но памятник царице установят не в Казани. Что не удивительно: столица Татарстана, как правило, со скрипом устанавливает постаменты. Из-за возмущения жителей в нулевых здесь не появился памятник Петру I, построившему в городе адмиралтейство. Аналогичная судьба постигла бюст Екатерины II, разрешившей возведение мечетей.

О появлении памятника Сююмбике в городе Касимов Рязанской области еще год назад сообщили татарстанские государственные СМИ. Выбор места объяснили тем, что в этом городе она провела свои последние годы. Фигура царицы в натуральную величину появится на постаменте в виде восьмиконечной звезды.

Мероприятие приурочено к федеральной программе празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, продвигаемой Татарстаном. Впрочем, информационное сопровождение установки памятника взяло на себя Духовное управление мусульман России, а не республики.

«Идеологические угрозы»: с чего начался скандал в Касимове

В преддверии установки памятника в Касимове совместными усилиями местных властей и мусульман облагородили сквер напротив Ханской мечети. Судя по съемке Google Maps, для города с 870-летней историей это стало большим шагом в благоустройстве. Однако история с памятником Сююмбике обернулась скандалом.

По данным открытых источников, шум подняла организация «Русская народная линия», которую не раз просили проверить на наличие экстремизма в высказывании ее членов. В начале июня она сообщила, что направила письмо президенту России Владимиру Путину, обеспокоившись «идеологическими угрозами единству страны».

В чем именно заключается угроза объяснил Telegram-канал «Типичная Рязань». В опубликованном им посте указывается, что Сююмбике «намеренно героизируется как символ антироссийского сепаратизма». Там же предлагают создать в Касимове центр памяти «татарских князей, бывших на службе у московских государей».

Тот же канал сообщил, что вопросы к памятнику появились и у мусульман — якобы установка образа женщины с непокрытым лицом не соответствует канонам ислама, и у казаков — якобы они планировали блокировать установку монумента. В частности против высказался казачий атаман и депутат Гордумы от ЛДПР Валерий Камшилов.

Согласно данным из открытых источников, Камшилов родился в 1953 году. Он является генерал-полковником казачьих войск. В 1995 году он пытался избраться в Госдуму, в 1997 и 2005 годах в — в Мосгордуму. В 2003 году выдвигался в мэры Касимова, а в 2020 году избрался городским депутатом.

Напряжение достигло пика к 6 июня — на этот день запланировали установку памятника Сююмбике. Государственное автономное учреждение Рязанской области «Издательство „Пресса“» сообщило, что из городских чатов в мессенджерах жители Касимова узнали, что они против появления фигуры царицы на площади.

Памятник установили, но, как сообщил Telegram-канал «Касимовский инсайдер», под надзором чиновников из местной администрации. Вечером того же дня в ее стенах собрали депутатов, чиновников и общественников, решивших, что местные жители не против появления образа Сююмбике. Идеи Камшилова поддержки не нашли.

Сообщившее о встрече государственное «Издательство „Пресса“» материал удалило. Но об этом же на своей странице «ВКонтакте» заявила приехавшая в город министра по делам территорий и информационной политике областного правительства Жанна Фомина. Вместе с ней город посетили министр образования, замминистра культуры.

«Есть в обществе разные люди. У каждого свои взгляды, мнения. Если человек высказывает мнение, это его личное право. Единственное — мы бы не хотели, чтобы тем самым разжигались какие-то недопонимания, враждебные моменты»,заявил Inkazan глава Духовного управления мусульман Рязанской области Рашид Бултачеев.

Председатель Совета «Региональной национально-культурной автономии татар Рязанской области» Ильдар Бикуев сообщил Inkazan, что конфликт решен. Редакция направила запрос в Духовное управление мусульман России, при участии которого будут открывать памятник, с просьбой прокомментировать ситуацию.

«Горожане не только не против, но и с интересом ждут открытия памятника. И отмечают, что голоса против раздаются из совершенно других городов», — заявили в управлении. Там добавили, что представители духовного управления участвовали во встрече с общественностью, на которую съехались региональные чиновники.

«Осадок останется»: как рязанщина стала лучшим местом для памятника царице

Скандал вокруг установки памятника Сююмбике в Касимове вызывает много вопросов. Нельзя исключить, что протестные настроения в небольшом городе появились потому, что жителям не объяснили, зачем и почему он появится на площади. Согласно открытым источникам, общественные слушания на эту тему не проводились.

По словам исламоведа, мусульманского общественного деятеля Рустама Батрова, установка памятника и есть часть разъяснительно-просветительской работы. Решение о праздновании 1100-летия принятия ислама было принято на уровне главы государства. И не знать такие вещи — очень странно для общественных деятелей.

«Я думаю, что здесь дело не в недостаче информации, а в какой-то принципиальной позиции и ангажированном подходе к истории. Мы все-таки должны историю принимать такой, какой она была, как она складывалась. И извлекать оттуда правильные для нашего времени уроки»,сказал он.

Общественный деятель Раис Сулейманов заявил Inkazan, что Сююмбике — пожалуй, самый безобидный и трагический персонаж в истории Казанского ханства. Установка памятника в Рязанской области станет напоминанием об уважительном отношении москвичей к царским особам — после падения ханства Сююмбике жила в почете.

«Памятник Сююмбике там как раз более актуален. В Татарстане в плане межцивилизационного, межкультурного, межконфессионального согласия дела обстоят очень хорошо. А в других регионах, которые забывают, что Россия является многокультурной, глава государства для них этот праздник и ввел»,считает Батров.

Сулейманов заявил, что выступая против установки памятника, в письме к Путину указали, что Сююмбике — символ сепаратизма. Общественный деятель считает, что подписавшие обращение перегнули палку, используя риторику современных политических событий, а не указывая на отсутствие общественных слушаний.

Впрочем, установка памятника несомненно выгодна региональным и городским властям. Во-первых, это позволит создать точку притяжения туристов. Во-вторых, сквер вокруг благоустроили не только за счет бюджета — вложилась мусульманская община. Плюс в Касимове отреставрируют усыпальницы ханов.

«В сухом остатке памятник откроют. Осадок все равно останется. В большей степени, конечно, у татар, что такая реакция со стороны остальной части населения. По крайней мере той, что представляет этот депутат Городского совета (Камшилов — Inkazan)», заявил Сулейманов.

"