Posted 9 октября 2020, 15:00

Published 9 октября 2020, 15:00

Modified 18 сентября 2022, 10:55

Updated 18 сентября 2022, 10:55

Закон проплывает мимо нас: кто нарушает права животных?

9 октября 2020, 15:00
С этого года в России законодательно ужесточили ответственность за жестокое обращение с животными — за принятие соответствующих изменений боролись зоозащитники. Однако на практике обновленный документ оказался не так хорош, как представлялось. Inkazan выяснил, в чем причина.

«Многие даже не знают про закон»

Ветеринарный врач Александра Чернышова рассказала, что зачастую в ветклинику попадают бывшие домашние животные. Многие хозяева ссылаются на появление аллергии на питомца, но медик считает это лишь оправданием: кого-то хозяева не могут содержать из-за нехватки денег, с кем-то «просто наигрались».

Закон об ответственном обращении с животными гласит, что владелец не может выкинуть питомца на улицу. Он должен передать его в новый дом или приют. Запрещены болезненные ветеринарные процедуры без обезболивающего и умерщвление животного без наличия у него неизлечимой болезни и серьезных травм.

«Многие даже не знают про этот закон и не задумываются, что можно увидев такие факты жестокого обращения обратиться в соответствующие органы и человек может за это понести наказание», — сказал Inkazan руководитель благотворительного фонда помощи бездомным животным «Кот и пес» Альберт Галиев.

По его словам, организация «Зоозабота» обращается в контролирующие органы при выявлении таких фактов. Однако ни один из этих случаев не пришел к «логическому исходу». Так, если участковые реагируют на обращения, то ссылаются на занятость «более серьезными делами» или придумывают другие отговорки.

Галиев заявил, что закон хоть и вступил в силу, на практике он не используется. Эксперт считает, что нужно создать рабочую группу из чиновников, сотрудников контролирующих органов и зоозащитников, которые бы вместе рассмотрели накопившиеся вопросы.

Как стерилизованная собака ощенилась

Согласно обновленному законодательству, бездомных животных нужно находить, стерилизовать и отпускать на волю. Галиев заявил, что не все организации соблюдают эти требования.

В этом году в Казани появилось несколько тендеров на отлов животных. Например, несколько от ТЭЦ-2, филиала АО «Татэнерго» на 51,6 тысячи рублей, от ПАО «Казаньоргсинтез» на 244,8 тысячи.

Городской бюджет выделил на отлов 17,5 млн рублей. Единственным участником этого самого крупного тендера стало ООО «Зооцентр». По данным системы «СПАРК-Интерфакс», его директором является Руслан Ахметшин.

Владелец компании — Алия Гараева, ранее директор и совладелец ООО «Ветдом», чью деятельность раскритиковал депутат Казгордумы. «Зооцентр» — также преемник Службы отлова бездомных животных, печально известной по материалам в СМИ.

По словам Галиева, недавно якобы стерилизованная компанией собака ощенилась. А в Набережных Челнах один из участников аналогичного тендера на 9 млн рублей, несмотря на наличие закона, уточнил, допускается ли гибель животного при отлове.

Галиев заявил, что контролирующие органы требуют от победителей тендеров документы и видеозаписи каждого отлова. Как при этом «Зооцентр» — монополист на рынке — осиливает такой объем работ, остается неясным.

Зоопарки под угрозой закрытия

Обновленное законодательство запретило деятельность контактных зоопарков, руководствуясь как правило плохими условиями содержания животных в них. Решение поддержали представители крупных зоопарков, но теперь и они оказались под угрозой закрытия.

«Зоопарки должны пройти процедуру лицензирования. И здесь будет большая проблема в том плане, что необходимо создать условия для содержания животных. Само лицензирование необходимо, но нужно отложить этот процесс хотя бы на 5 лет — мы сейчас с союзом зоопарков России хотим написать в правительство письмо», — рассказал директор МБУК «Казанский Зооботсад» Фанис Нурмухаметов.

Например, в Казанском зоопарке условия содержания белого медведя в старой части учреждения не подходят под новый закон — вольер необходимо перестроить. На это нужны деньги, провести реконструкцию в короткий срок не удастся — во время самоизоляции зоопарки не работали и финансово пострадали.

Нурмухаметов заявил, что если сейчас надзорные органы начнут проверять зоопарки по всей стране на предмет соответствия новому закону, большая часть учреждений будет вынуждена закрыться. Так, если новая часть казанского зоопарка «Река Замбези» строилась с учетом международных требований, то старая нуждается в реконструкции — без поддержки извне учреждение такие расходы не потянет.

Получается, что новый закон об ответственном обращении с животными не работает: ни люди, ни контролирующие органы о нем по большому счету не знают. А исполнением его занимаются бизнесмены, которые «собаку съели» на отлове животных.

Чтобы россияне не остались без зоопарков, которых в стране не в пример меньше, чем в Европе, закон нужно доработать. В России, как водится, пока петух не клюнет, обсуждения не начнутся. И смогут ли зоозащитники, добившиеся корректировки законодательства хотя бы в таком виде, «дожать» власти — большой вопрос.

Подпишитесь