Posted 9 ноября 2016,, 14:00

Published 9 ноября 2016,, 14:00

Modified 27 января 2023,, 08:25

Updated 27 января 2023,, 08:25

Трамп: победа, в которую никто не верил

9 ноября 2016, 14:00
Несмотря на повсеместную узнаваемость и огромную поддержку Дональда Трампа, в его победу до конца не верили ни конкуренты, ни мировая общественность, ни финансовые рынки. Однако сегодня, еще до подсчета всех голосов штаб-квартира Хиллари Клинтон попросила сторонников расходиться по домам. Эксперты считают, что шансы...

фото: Mike Stobe/Getty Images

Америка знала Трампа задолго до начала предвыборной гонки — сначала как бизнесмена, а потом — как шоумена, автора книг, организатора конкурсов красоты, и, пожалуй, в десятке других амплуа. Узнаваемости ему добавило телевидение: Трамп с середины «нулевых» вел высокорейтинговые реалити-шоу на NBC.

Но, несмотря на повсеместную известность эксцентричного миллиардера, всерьез в его победу поначалу мало кто верил. Учитывая характер и привычки Трампа, многим казалось, что его участие в выборах — еще один медийный проект, а попросту говоря, блажь.

Новый президент США никогда прежде не занимал ни одной из государственных должностей. К тому же его политическая самоидентификация менялась время от времени: Трамп то примыкал к одной из политических сил, то изменял свое решение. Сначала он был сторонником Республиканской партии, потом поддерживал Партию реформ, с 2001 по 2008 год был демократом, а после вернулся под флаг республиканцев. В 2011 году миллиардер объявил себя беспартийным, но уже через пять месяцев вступил в партию республиканцев.

В феврале 2016 года Трамп одержал однозначную победу на праймериз в Нью-Гемпшире. С тех пор о нем заговорили как о реальном, полноправном кандидате. Миллиардер, не привыкший стесняться в заявлениях, завоевал благосклонность миллионов сторонников (впрочем, обрел и ненавистников) по всей стране. И все же мировая общественность вплоть до 8 ноября, кажется, не верила, что он может победить.

За шесть недель до выборов, по данным сайта Election Betting Odds, шансы Трампа на победу упали до 12,8%. На фондовых рынках вплоть до дня выборов тоже не было замечено резких скачков, из чего, по сообщению The Washington Post, можно было судить, что финансисты не видели Трампа в Овальном кабинете.

В победу миллиардера не верил основатель скандального сайта Wikileaks Джулиан Ассанж, не верил и пока еще действующий президент Барак Обама, о чем заявил в интервью телеканалу CNN.

фото: skynews.com

Когда поверить все-таки пришлось, некоторые мировые политики вынуждены были дезавуировать свои заявления. Например, «Интерфакс» сообщил, что после подсчета основной массы голосов посол Франции в США Жерар Аро удалил из «Твиттера» ранее опубликованное сообщение: «После Brexit и этих выборов отныне возможно все. Мир рушится на наших глазах. Голова идет кругом».

Считаться с шансами Трампа на победу пришлось и его главному конкуренту Хиллари Клинтон. Кандидат от демократов запланировала в Нью-Йорке салют в честь своей победы. Он должен был начаться через полчаса после закрытия всех избирательных участков. Но 7 ноября издание New York Post передало, что салют отменен.

Когда в Москве было утро, а в США голосование подходило к концу, американские СМИ стали сообщать, что сторонники Клинтон покидают ее избирательный штаб. Все они находились в подавленном состоянии, многие, глядя на экраны с результатами голосования, плакали, передавало агентство «Ассошиэйтед Пресс».

«Предчувствие легкой победы Клинтон демобилизовало ее сторонников. Предвыборные опросы создали ощущение, что у Хиллари Клинтон очень большое преимущество, хотя известно, что у нее, как и у Трампа, высокий антирейтинг», — так СМИ итоги выборов прокомментировал профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук Григорий Юдин.

По его мнению, организаторы экзитполов не учли, что опросить можно лишь тех, кто хочет отвечать, а сторонники Трампа к этой категории не относятся. Эти люди вообще не пошли бы на выборы, если бы баллотировался другой кандидат. Точно так же они не принимали участие в опросах, считая их частью сложившейся системы. Однако доля таких людей оказалось значительной, и все они все же пришли голосовать за Трампа, рассуждает Юдин.

"