Posted 10 июля 2016,, 05:00

Published 10 июля 2016,, 05:00

Modified 12 сентября 2022,, 03:55

Updated 12 сентября 2022,, 03:55

В Татарстане вспоминают жертв крушения «Булгарии»: пять лет со дня трагедии

10 июля 2016, 05:00
В Татарстане почтят память жертв крушения теплохода «Булгария», которое 10 июля 2011 года унесло жизни 122 человек. 79 человек спасла команда теплохода «Арабелла».

фото http://img-fotki.yandex.ru

В беседе с Inkazan член тур-бригады “Арабеллы” Илона Бикметова вспомнила, что утром того дня в речном порту она заметила, как «Булгария” слегка кренится на один бок. Вскоре “Булгария” отплыла, через полтора часа за ней поплыла и “Арабелла”. Она быстро нагнала, а затем и обогнала “Булгарию” на маршруте Казань-Болгар-Казань.
Согласно отчету Ространснадзора, в 12:25 часов начался ливень с грозой, с правового борта подул сильный ветер.

Теплоход поворачивал влево и во время поворота накренился на правый борт, а так как нижние иллюминаторы «Булгарии» были открыты, то в них попало около 50 тонн воды.
Когда капитан судна Александр Островский попытался уйти от порыва ветра, крен увеличился ещё больше, отсеки начала наполнять вода. Судно стало тонуть.

«Мы тогда обедали. Прозвенел звонок, мы вышли на палубу и увидели вдалеке оранжевые спасательные плоты, на одном из которых плыл старпром и кричал: “Плывите туда, там “Булгария” затонула”. Мы еще не поняли, как так», — вспоминает Бикметова.

Илона Бикметова, фото со страницы «ВКонтакте»

Решение о спасении пассажиров и команды затонувшего теплохода принял Роман Лизалин, капитан “Арабеллы”. “Экипаж “Арабеллы” организовал работу так, чтобы мы не создавали лишней паники. Все сохраняли адекватность, никто не истерил. Экипаж делал все быстро, слажено, без паники», — говорит Бикметова.

На “Арабелле” была группа медиков, которая координировала действия туристов. “Они нам давали указания, а мы выполняли — тут взять, сюда принести… Мы, пассажиры, принимали непосредственное участие в спасении”, — сказала девушка.

Пассажиры и экипаж “Арабеллы” спасли 79 жизней. Это все, кто выжил после крушения. Мимо тонущего теплохода проплыли ещё два судна — сухогруз “Арбат” и толкач “Дунайский 66”. Их капитаны — Юрий Тучин и Александр Егоров за неоказание помощи были под следствием и получили штрафы по 130 тысяч каждый.

12 июля 2011 года правоохранительные органы возбудили уголовные дела против гендиректора ООО “Агроречтур” (субарендатора) Светланы Инякиной и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова. Следствие выяснило, что Инякина платила экипажу зарплату “в конвертах”. Ни с кем из своих сотрудников она не заключила договоры страхования.

Через месяц сотрудники задержали еще двух подозреваемых — начальника Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ирека Тимергазеева и главного государственного инспектора этого же отдела Владислава Семенова.

По версии следствия, 25 марта 2011 года Инякина подписала с ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» договор субаренды. Согласно ему предпринимательница владела электроходом “Булгария” с вместимостью 120 пассажиров. В середине апреля 2011 года Инякина вместе с капитаном Островским и механиком судна приехала в Пермь, чтобы проверить техническое состояние судна. Ей рассказали, что “Булгария” имеет множество неисправностей. Однако Инякина и Ивашов добились получения нужных документов. Тимергазеев и Семенов написали акт проверки «Агроречтур».

Первая комплексная судоводительская и инженерно-техническая судебная экспертиза проводилась с августа 2011 года по март 2012 года.

Повторное исследование провели сотрудники Университета морского и речного флота имени адмирала Макарова. Его результаты огласили в апреле 2014 года. Объём составил 123 страницы. По мнению экспертов, судно было негодно к плаванию и по техническому состоянию, и по квалификации персонала.

фото cs5598.vk.me

Московский районный суд Казани приговорил Инякину к 11 годам в исправительной колонии общего режима и запретил работать в сфере туризма на три года. Ее признали виновной в нарушении правил охраны труда, повлекшей смерть людей (ч.2 ст.143 УК РФ), оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности ( ч.3 ст.238 УК РФ). Старшего помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова приготовили к 6,5 годам колонии общего режима и запретили ему управлять грузовым транспортом сроком на три года. Хаметов был признан виновным по по ч.3 ст.263 УК РФ о нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта. Его взяли под стражу в зале суда. Тимергазеева приговорили к шести годам в колонии общего режима без права занимать должность в органах, контролирующих эксплуатацию всех видов транспорта в течение трех лет (ч.3 ст.285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями).

Семенов получил пять лет лишения свободы в колонии общего режима. Его, как и Тимергазеева, суд лишил прав занимать должность в органах, контролирующих и надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта на 3 года. Семенова признали виновным по ч.3 ст.285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).

Ивашову сначала назначили реальное наказание — пять лет лишения свободы и запрет в течение трех лет занимать должность в надзорных органах. Однако Ивашов попал под амнистию в связи с 20-летием Конституции РФ и его освободили в зале суда.

5 августа 2015 года стало известно, что Хаметов выйдет на свободу на два года раньше, благодаря амнистии в честь 70-летия Победы. Инякиной сократили срок наказания на треть.

На месте трагедии, в селе Сюкеево Камско-Устьинского района, теперь стоит мемориал с мраморным памятником. “Булгария” долгое время находилась на местном “кладбище кораблей” — мелководье возле поселка Затон.

Государство решило не все проблемы на воде после резонансной, заявил в интервью Inkazan бывший капитан «Арабеллы» Роман Лизалин. «Сейчас мы видим, что вводится утилизационный сбор. Есть программы, которые позволяют субсидировать ставку при строительстве судов. Однако все эти меры недостаточно эффективно работают”, — сказал Лизалин.

фото http://img1.liveinternet.ru

По его словам, предпринимателю сложно взять в банке кредит на строительство судна. “Не каждый банк идет на такие риски. Я считаю, что здесь абсолютно точно должно быть участие государства. Оно должно быть заинтересовано — ведь мы понимаем, что если будет поддержка, то будут внедряться более современные суда. Это отразится на безопасности пассажирских перевозок”, — добавил он.

Главными проблемами российского речфлота Лизалин называет плохие условия работы, непривлекательность профессии для молодежи и систему подготовки кадров.

“К проблемам можно отнести далеко не новые суда и низкие зарплаты. На сегодняшний день профессия речника достаточно непрестижная. Нужно делать все, чтобы поднять этот престиж. Я считаю, это можно сделать с помощью СМИ. Сегодня молодые люди неохотно идут работать речниками. Здесь необходимо встречаться с молодежью, рассказывать ей о том, что из себя представляет речной флот. Зачастую идут работать на реку или поступают в речные техникумы люди, просто чтобы был диплом”, — сказал Лизалин.

"