Posted 10 октября 2012,, 14:43

Published 10 октября 2012,, 14:43

Modified 12 сентября 2022,, 15:01

Updated 12 сентября 2022,, 15:01

Детские сады: вальдорфские садики в Казани

10 октября 2012, 14:43
Рано или поздно перед каждым родителем встает проблема выбора детского сада для своего ребенка. Конечно, многие, пока еще ребенок в пеленках записываются в очередь в районный детский сад. Но совершенно не факт, что очередь подойдет как раз в тот момент, когда ребенок достигнет садовского возраста и также никто не мо...

InKazan решил сделать обзор по альтернативным детским садам Казани. Сегодня мы представляем вальдорфскую группу при государственном детском саду.

Вальдорфское образование — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.

Вальдорфский садик разительно отличается от обычного даже внешне. Интерьер в помещении детского сада оформляется в мягких теплых тонах. Деревянная мебель покрыта прозрачным лаком. Все здесь сделано из натуральных материалов: дерева, ткани, практически нет ярких цветов и пластмассы. Еще одно отличие от обычного детского сада — разновозрастные группы — от 2,5 до 7 лет.

Обучение здесь проходит по ритмам: ритм года, ритм недели, ритм дня. Ритм года или «эпохи» сменяют друг друга каждый месяц.

Здесь нет привычных нам «утренников». Все праздники (они проходят во второй половине дня) — это завершение той или иной эпохи.

Сентябрь — эпоха Урожая. В это время дети вместе с воспитателями молотят зерна, мелят муку на ручной мельнице, а из получившейся муки пекут каравай на праздник урожая. В течение этой эпохи дети поют песни, читают стихи и сказки об осени, а завершают месяц походом на природу.

Затем наступает эпоха Мужества. Мальчики в это время становятся рыцарями, а девочки — принцессами. Смысл этой эпохи приучить детей защищать слабых и творить добро. Завершается эпоха посвящением: мальчиков посвящают в рыцарей мечом, а девочек в принцессы — розой.

Ноябрь — самое темное время года — эпоха Фонариков. В эту эпоху дети делают с родителями фонарики, шьют гномов, играют в музыкальную игру — «Великаны и гномы». В конце месяца — праздник Фонариков. Дети зажигают фонарики — символ душевного света и тепла, и выходят на улицу провожать гномов под землю, где они будут заботиться в течение всего холодного сезона о растениях. В конце всего действа дети ищут на прогулочной площадке подарки от гномов.

Далее наступает Рождественская эпоха. В течение этого месяца дети обыгрывают историю Марии, Иосифа и младенца. А на рождество (25 декабря), родители ставят рождественскую сказку для детей. Также дети и родители дарят друг другу подарки, сделанные своими руками.

Январь сопровождается зимними забавами — санки, снеговики, снежки.

В феврале обязательно отмечают Масленицу с блинами, пирогами, обязательно с костром и чучелом.

В марте закликают весну и пекут жаворонков.

В апреле встречают весну и отмечают Пасху, а в мае сажают цветы.

В июне — провожают выпускников в школу. Обязательно делают приданое: делают кукол и плетут сумки или пеналы. Каждый год череда праздников повторяется.

Справедливо будет отметить, что здесь отмечают и национальные праздники, например в Казани вальдорфские садики отмечают Навруз.

Каждое утро начинается с приветствия, дети вместе с вопитателем поют сезонную песню, а потом собираются за одним общим столом на завтрак. Зажигается свеча, дети произносят слова благодарности природе за трапезу.

Основа вальдорфской философии — пример и подражание. Воспитательницы никогда не сидят без дела и не указывают, что делать детям. Они шьют кукол, прибирают, пекут. Дети всегда могут присоединиться к педагогу, приучаясь к труду. Важный момент в вальдорфской педагогике — свободная игра -1,5 часа после завтрака. Дети играют, а воспитатель не имеет права вмешиваться, исключая тех случаев, когда что-то может угрожать жизни и здоровью ребенка. Также здесь стараются избегать давать детям оценки.

Здесь вы не встретите игрушек из пластмассы. Вот эти простые деревянные пеньки, коряги, чурбанчики отлично развивают фантазию ребенка. Каждый раз из них можно построить совершенно разные поделки для игры.

Куклы шьются педагогами, родителями и детьми.

Все игрушки из натуральных материалов. Много поделок из шерсти.

Как правило, у кукол нет лиц, что оставляет простор для фантазии.

Дети могут играть абсолютно со всем, что есть в группе.

Дети много рисуют, но не обычными фломастерами, а восковыми. Лепят не из пластилина, а из глины.

Ручная мельница.

Раз в неделю дети вместе с воспитателями что-нибудь готовят.

Праздник Фонариков, дети — гномики.

Подготовка к Рождеству.

Нередко сторонние люди обвиняют вальдорфскую систему в излишней религиозности или даже сектанстве. Возможно из-за того, что здесь отмечают некоторые религиозные праздники, а отношения воспитателей и детей напоминает семью. Но, как правило, дети такой сад посещают с удовольствием.

"