Posted 10 ноября 2021, 11:33
Published 10 ноября 2021, 11:33
Modified 20 августа, 15:46
Updated 20 августа, 15:46
По мнению экспертов, в последние годы основной спрос покупателей ушел в серебро. Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отметил, что стоимость сырья для драгоценных украшений выросла на 50%. К тому же большим минусом для отрасли стало то, что с 2017 года число предприятий сократилось более чем на 6 тысяч.
Однако, по данным РБК, Казань вошла в тройку российских городов по темпам роста ювелирной розницы. За 2021 год в деньгах рынок вырос на 60% и достиг 2,6 млрд рублей. Но, очевидно не все магазины заметили наплыв посетителей. В сети ювелирных магазинов «Энже» заявили, что роста спроса не наблюдают. При этом цены за 9 месяцев 2021 года стали выше прошлогодних на 10%.
В 2021 году объем рынка ювелирных изделий оценивается в 241,4 млрд рублей. Объем продукции в натуральном выражении составил 142,79 тонн. Большая часть пришлась на изделия из серебра -102,1 тонны, основное количество из которого — 65,28, тонн были произведены в России. Еще 40,69 тонн «ювелирки» — это золото.
Одним из главных гигантов на рынке является компания SOKOLOV. Она производит 25% от общего объема украшений. Только в этом году в планах у предприятия сделать около 14-ти миллионов изделий.
По мнению генерального директора компании Николая Полякова, в последнее время спрос уходит в массовый сегмент, и рынок становится более доступным для обычного покупателя. Причем руководитель SOKOLOV отмечает, что сейчас на рынке ювелирных изделий отмечается массовый дефицит кадров.
С этим мнением согласны и представители завода «Алмаз Холдинг». Завод первым запатентовал 1-каратное золото. Внешне оно ничем не отличается от золота 585 пробы, но стоит практически в 10 раз дешевле. В «Алмаз-Холдинг» входит и казанский завод «Алмаз». Завод специализируется на изготовлении ювелирных изделий с драгоценными вставками первой группы. Основатель компании Флун Гумеров заявил, что несмотря на тяжелый коронавирусный год эта продукция была очень востребована. В ближайшее время предприятие планирует выйти вместе с ней на мировой рынок, хотя сделать это непросто.
Россия занимает 37 место в списке стран, экспортирующих ювелирные изделия. Лидерами в рейтинге является Индия с 13,4 млрд долларов, Китай — 13,3 млрд долларов, Швейцария — 11,7 млрд долларов, ОАЭ — 10 млрд долларов и США — 9,2 млрд долларов.
Несмотря на это Сергей Катырин считает, что внешний рынок является весьма перспективным для России, но для получения прибыли необходимо упростить все нормы и процедуры.
Эксперты отрасли отмечают, что стоимость ювелирного изделия складывается по-разному. К примеру, если взять кольцо с бриллиантом в 0,15 карата, то 16% уйдет на стоимость золота 585 пробы, еще 40% — это бриллиант 0,156 карат, 19% — фонд оплаты труда, 17% — аренда, 5% — маркетинг, 3% — операционные расходы.
Кроме гигантских брендов на рынке есть и частники, например, Илья Кузнецов и его ювелирный бренд «48». Компания появилась в 2014 году и ее стартовый капитал составлял 30 тысяч рублей. Сегодня обороты достигают 10 млн рублей, а средняя цена изделий — 3 тысячи рублей. Но коронавирус сказался на бизнесе и его выручка упала почти в три раза. Чтобы выйти из ситуации компания стала реализовать 45% продукции собственной марки, остальное — это другие заказы дизайнеров или производителей. Но плохо дела шли далеко не у всех. «Ювелирный дом Поднебесных» увеличил спрос на редкие драгоценные камни на 120%.
Но в 2022 году ювелиров ожидает новое испытание — маркировка. QR-коды должны показывать металл, пробу, вес и название камня. Предполагается, что это очистит рынок от подделок, доля которых сейчас достигает 50%.
«Малые предприятия в подавляющем большинстве к этому не готовы, для них это достаточно серьезная нагрузка и большой вызов. И они, конечно, очень рассчитывают, что будет какая-то поддержка со стороны государства с точки зрения хотя бы компенсации затрат на приобретение оборудования», — считает Катырин.
Эксперты убеждены, что изменить ситуацию сможет отмена «клейма» при экспорте и электронный документооборот.